ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2
© Н.В. Суслонова
Поступила 07.05.04
Н.В. СУСЛОНОВА
ИТОГИ РАБОТЫ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2003 ГОД И ЗАДАЧИ НА 2004 ГОД
Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Чебоксары
Представлены основные показатели деятельности отрасли здравоохранения Чувашии в сравнении с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом. Особое внимание уделено реализации республиканских программ и указов Президента Чувашской Республики, направленных на охрану здоровья населения.
Main indicators of the Health Care System in Chuvashia are compared to the ones in the Russian Federation and Privolzhsky Federal Region. The process of realization of the special centered on public health Republican Programmes and Decrees of the President in the Chuvash Republic are in the center of attention.
В структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68-76%. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), улучшение здоровья и благосостояния людей является основой социального и экономического развития. Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья, предусматривающие активные стратегии в отношении основных детерминант и предпосылок его обеспечения, нашли отражение в принятых указах Президента и постановлениях Правительства Чувашской Республики (ЧР).
В республике реализуется 16 целевых программ, семь из которых — в рамках соответствующих федеральных. Чувашия является участником шести международных проектов, финансируемых ВОЗ, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Канадским агентством международного развития (CIDA) и другими международными партнерами, в рамках которых в отрасль здравоохранения в 2003 г. году было привлечено инвестиций в сумме более 258 млн рублей [1].
Стоимость Программы госгарантий на начало 2003 г. составила 1 млрд 813 млн рублей, фактические кассовые расходы на ее выполнение — 2 млрд 470 млн рублей, или 136,2 %, за счет привлечения дополнительных финансовых средств из различных бюджетных и внебюджетных источников в сумме более 657 млн рублей. Доля платных услуг составляет 102,6 млн рублей, или 4,6 %. Подушевое финансирование увеличилось с 1347 до 1887,5 рубля, что на 28% больше, чем в 2002 году.
В рамках инвестиционных программ на строительство объектов здравоохранения в 2003 году направлено более 61 млн рублей. Введены в эксплуатацию поликлиника в с. Ишлеи Чебоксарского района на 200 посещений в смену, участковая больница в с. Первомайское Батыревского района на 35 коек и 100 посещений в смену, женская консультация на 250 посещений в г. Чебоксары. Продолжалось строительство таких крупных социально значимых объектов, как вторая очередь Республиканского перинатального центра, Центра восстановительного лечения для детей, нового корпуса Республиканской психиатрической больницы, детского противотуберкулезного санатория в с. Чуварлеи Алатырского района.
В 2003 году введена в эксплуатацию первая очередь телемедицинской сети:
телемедицинский центр и два телемедицинских пункта (рис. 1). Применение современных телемедицинских технологий позволило на 30% сократить затраты на постановку правильного диагноза и выбору тактики лечения, что привело к улучшению прогноза для жизни и здоровья пациентов.
Рис. 1. Телемедицинские технологии в Чувашии
Реализуя Указ Президента ЧР «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины», в 2003 году открыли 100 офисов врача общей практики в рамках реструктуризации лечебной сети с приоритетным развитием первичного звена оказания медицинской помощи и дальнейшим внедрением института семейных врачей. Сегодня в республике работает более 200 офисов врача общей семейной практики, большая часть которых открыта в сельской местности, что позволяет приблизить к пациенту квалифицированную медицинскую помощь, обеспечить комплексный подход к проблемам здоровья. Результаты социологических опросов свидетельствуют о росте удовлетворенности населения этой системой медицинского обслуживания.
Наряду с ее востребованностью отмечается существенный экономический эффект за счет снижения уровня госпитализации на 5-10 %, уменьшения числа обращений в «скорую медицинскую помощь» на 5-15 %, уменьшения необходимости направления к врачам — узким специалистам на 10-15 %. Работа одной общеврачебной практики позволяет за счет оптимизации системы оказания медицинской помощи сэкономить в среднем 0,7 млн рублей в год. Общий экономический эффект от внедрения системы обслуживания по принципу врача общей практики в 2002 г. составил 14,1 млн рублей, в 2003 г. — 64,3.
Опыт ЧР по внедрению и развитию семейной медицины рассмотрен на Всероссийском совещании по развитию сельского здравоохранения в г. Москве, во время рабочего визита Президента Российской Федерации (РФ) В.В. Путина в ЧР 5 февраля 2004 г. и на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ.
На селе, на базе офисов семейных врачей, создаются социально-, культурно-, образовательно-оздоровительные комплексы. Под патронажем семейных врачей развернуты отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Комплексный подход к решению вопросов социальной поддержки пожилого населения в Чувашии рассмотрен на коллегии Минтруда России в июле 2003 г. и на Всероссийском совещании «О мерах по реализации государственной политики социального развития сельских территорий на примере Чувашской Республики», прошедшем в республике 23-24 сентября 2003 года.
В республике планомерно осуществляются мероприятия по оптимизации системы предоставления медицинской помощи. За последние три года реструктуризировано 1056 коек (7,4 % коечного фонда) (рис. 2). Шесть нерентабельных участковых больниц реорганизованы в сельские врачебные амбулатории и офисы врача общей практики с дневными стационарами. Начато формирование межтерриториальных (окружных) медицинских центров.
Рис. 2. Динамика реструктуризации круглосуточных коек
Реструктуризация коечного фонда учреждений здравоохранения повлекла за собой уменьшение затрат на содержание дорогостоящего стационарного сектора (на 4 % по сравнению с 2002 г.). В 2003 г. число койко-дней, проведенных в круглосуточных стационарах, составило 3048,6 на 1 тыс. жителей, что на 3,8 % меньше, чем в 2002 году. Средняя длительность пребывания больного в стационаре — 13,2 дня.
В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях республики организованы и функционируют 2128 коек дневного пребывания (в 2002 г. — 2043), из них 62 % развернуты в больничных учреждениях, 38 % — в амбулаторно-поликлинических. В целом объемы медицинской помощи, оказываемой в условиях стационарзамещающих технологий, в 2003 году увеличились на 20% (рис. 3).
Важнейшей составляющей системы оказания медицинской помощи является лекарственное обеспечение. В республике создана формулярная система, что позволяет оптимизировать подходы к лекарственной терапии, обеспечить лечение пациентов в соответствии с утвержденными стандартами/протоколами, рационализировать затраты медицинских учреждений на приобретение лекарственных средств. Действенным механизмом оптимизации затрат на медикаментозное обеспечение являются централизованные закупки, позволившие в 2003 г. сэкономить 34,5 млн рублей, или 29,5% финансовых средств по статье «медикаменты».
Рис. 3. Число пролеченных пациентов в условиях стационарзамещающих технологий
Рис. 4. Экономическая эффективность реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в 2003 г.
Министерство здравоохранения ЧР решает комплекс задач по обеспечению качества лекарственных средств, борьбе с фальсифицированными лекарствами. Республиканским центром сертификации и контроля качества лекарственных средств в 2003 г. проведено более 13 тыс. экспертиз, в результате которых 8% лекарственных препаратов не были допущены к реализации. Организован персонифицированный учет лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Формируется современная система управления качеством медицинской помощи.
Оптимизация и интенсификация процессов лечения на основе внедрения современных медицинских технологий привела в 2003 году к экономии более чем 143 млн рублей, а за два последних года — около 200 млн. рублей (рис. 4).
Основными индикаторами эффективности работы систем охраны здоровья являются демографические коэффициенты как интегральные показатели состояния здоровья населения. Одним из них является ожидаемая продолжительность жизни, которая в Чувашии составляет 66,1 года, что на 1,2 года больше, чем в РФ. За последние годы снизился и остается стабильно ниже такового по России и Приволжскому федеральному округу (ПФО) показатель естественной убыли, который составил в 2003 г. 5,2 на 1 тыс. населения [1, 3].
Указом Президента ЧР 2003 г. был объявлен Годом семьи, в рамках которого проводилась государственная политика, направленная на поддержку молодых семей, улучшение их материального благосостояния и качества жизни, что способствовало дальнейшему росту рождаемости с 9,7 в 2002 г. до 10,1 в 2003 г. на 1 тыс. населения
(рис. 5).
Положительная динамика рождаемости сохраняется в I квартале текущего года: в республике родился 3501 ребенок, что на 161 больш е, чем за аналогичный период 2003 г. Показатель общей смертности в Чувашии (15,3 на 1 тыс. населения) остается стабильно ниже среднероссийского (16,3) и ПФО (16,1). Стандартизованные показатели смертности у мужчин в два раза выше, чем у женщин. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни женщин и мужчин в ЧР составляет 13 лет, РФ — 13,6, Европе — около 6 лет [1, 3].
Рис. 5. Демографические показатели в ЧР и РФ (на 1 тыс. населения)
Абсолютный резерв в повышении средней продолжительности жизни и преодолении процессов естественной убыли населения — это борьба с предотвратимой и преждевременной смертностью. Вклад здравоохранения в возможность ее предотвращения по отдельным причинам достигает 80 %.
Уровень младенческой смертности как части общей смертности населения характеризует не только состояние здоровья новорожденных, но и значительно влияет на коэффициент ожидаемой продолжительности жизни. Развитие службы охраны материнства и детства, внедрение современных перинатальных технологий в республике привело к снижению смертности детей с экстремально низкой массой тела с 75 до 35 %, вероятности гибели плодов и новорожденных на 30-40%, увеличило выживаемость недоношенных детей на 18 %. В результате младенческая перинатальная и материнская смертность, достигнув самых низких показателей за всю историю Чувашии, приблизились к европейскому уровню (8,7; 8,8; 15,1 промилле соответственно).
На основе социально-экономической оценки альтернативных вариантов вложения инвестиций в качестве приоритетных «управляемых» службами здравоохранения причин смертности нами выделены сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, из инфекционных — туберкулез. На группу болезней системы кровообращения приходится наибольшее число случаев инвалидизации и смертности не только пожилого, но и трудоспособного населения. От злокачественных новообразований умирают реже, но средний возраст умерших меньше средней продолжительности жизни на 10 лет. Принимаемые в рамках программно-целевого подхода меры по профилактике основных факторов риска, формирование современно оснащенной кардиологической службы, улучшение качества лечения, включая развитие кардиохирургии, привели к уменьшению первичного выхода на инвалидность вследствие патологии органов кровообращения на 24,2%, в 2,2 раза уменьшилась смертность от гипертонической болезни. Общий экономический эффект в связи с достигнутыми результатами составил 23,8 млн.
Высокий уровень охвата населения целевыми профилактическими осмотрами в рамках Указа Президента о всеобщей диспансеризации, внедрение эффективных методов современной диагностики позволяет сегодня выявлять больных на ранних (1-2 стадия) стадиях заболевания, удельный вес которых ежегодно увеличивается. Использование новых медицинских технологий лечения и реабилитации привело к увеличению выживаемости больных злокачественными новообразованиями:
3% больных живут пять и более лет после проведенного лечения, 31 % — более 10 лет, что позволило сохранить трудовой потенциал республики. Общий экономический эффект составил более 185,6 млн рублей. Моральную и социальную ценность сохраненных и продленных жизней для самого человека и его близких оценить невозможно. Дальнейшие перспективы в этом направлении — оснащение специализированных учреждений современным рентгенрадиотерапевтическим оборудованием, внедрение нейрохирургических операций при опухолях с использованием микрохирургической техники.
Реализация грантового проекта ВОЗ по туберкулезу, целевых программ позволила в 2003 г. добиться дальнейшего снижения уровня первичной заболеваемости, инвалидизации и смертности населения от туберкулеза. С 2004 г. в республике начинается реализация проекта «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа» на средства займа МБРР.
Вместе с тем характер настоящей «скрытой» эпидемии приобретают сегодня «немедицинские» причины гибели, прежде всего трудоспособного населения, в первую очередь — мужчин. В республике в 2003 г. по сравнению с 2002 г. число травм увеличилось на 10,4%, пострадало более 2 тыс. человек. Социально-экономический ущерб от них составил около 1 млрд рублей. От травм на дорогах в 2003 г. погибло 406 человек. Средний возраст погибших — 25-34 года, среди них мужчины составляют свыше 77%. Считается, что применение ремней безопасности, обучение населения методам первой помощи, своевременное оказание медицинской помощи могло бы спасти более 80% погибших.
2004 г. объявлен ВОЗ Годом безопасности на дорогах под девизом «Безопасность на дорогах — это не случайность!». Нами разрабатывается межведомственная стратегия профилактики травматизма, которая разовьет такие направления действующей в настоящее время программы, как обучение всех групп населения методам оказания первой медицинской помощи, проведение общереспубликанской информационно-образовательной кампании по вопросам безопасности дорожного движения. Ведется работа совместно с Министерством внутренних дел по картированию населенных пунктов на предмет выявления участков повышенного травматизма с последующим принятием конкретных мер по их устранению.
В целом в 2003 г. из 30 основных показателей, характеризующих уровень здоровья населения республики, 21 имеет положительную динамику. Заболеваемость детей по сравнению с 2002 г. снизилась на 3,1% и остается ниже среднероссийской. Снизилась распространенность инфекционных заболеваний: из 47, проходящих по официальной статистике, по 34 (72%) показатели в республике не регистрировались или были ниже, чем по РФ.
Эффективное межведомственное взаимодействие привело к снижению в 2003 г. заболеваемости такими социально обусловленными болезнями, как нарко- и токсикомания, сохранив их уровень ниже, чем в целом по РФ [1, 2]. В 2003 г. распространенность наркомании в Чувашии оставалась в 3 раза меньше среднего по России показателя и в 2,6 раза — по ПФО (ЧР-77,0, РФ — 225,3 на 100 тыс.). Распространенность токсикомании в ЧР составляет 5,8 на 100 тыс. населения, что на 34,1% ниже, чем в РФ (8,8). В сравнении с прошлым годом общее количество потребителей наркотических и токсических веществ уменьшилось на 6,3 %.
Алкоголизмом в Чувашии страдает 1,9% населения (по данным ВОЗ в экономически развитых странах этот показатель составляет от 1 до 10% взрослого населения). Реализация Указа Президента ЧР о дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя и профилактике алкоголизма привела к снижению числа алкогольных психозов — на 6,3, числа отравлений суррогатами алкоголя — на 42,4%. Не зарегистрировано ни одного случая алкогольного психоза среди несовершеннолетних [1].
Алкоголизм и наркомания имеют глубокие социальные и духовные корни, стабилизировать ситуацию только мерами медицин
кого характера невозможно. Дальнейшая стратегия снижения человеческих и экономических потерь в связи с этими проблемами включает развитие эффективных альтернатив алкоголю и потреблению наркотиков, усиление антиалкогольной пропаганды среди подростков и молодежи, повышение осведомленности населения о социально-экономических последствиях и вреде для здоровья алкоголя и веществ, вызывающих психическую и физическую зависимость, сведение к минимуму стимулов, побуждающих молодежь к употреблению спиртного, особенно в связи с «культом» питья и насилия в кинопродукции, свободным распространением алкоголя, его доступностью и агрессивной рекламой, а также активизацию акций против нелегальной продажи алкоголя.
Среди мер медицинского характера — обеспечение доступа к медицинским и консультативным услугам, особенно для подростков и молодежи, развитие подростковой наркологической службы, мониторинг вредных привычек, работа открытого в марте 2004 года реабилитационного отделения Республиканского наркологического диспансера.
Факторов здоровья много. Прежде всего, это условия, в которых живет человек: жилье, питание, привычки, в том числе и вредные, условия работы, уровень культуры, экология. На многих территориях республики полигоны для захоронения твердых бытовых отходов находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, которое усугубляется стихийным возникновением несанкционированных свалок.
Одна из важнейших предпосылок для поддержания здоровья — доступность безопасной воды. Через зараженную воду передаются кишечные инфекции, гепатит. Остаточные количества пестицидов и других химических веществ, присутствующих в воде, приводят к нарушениям иммунной и эндокринной системы, нейротоксическим нарушениям, а также злокачественным новообразованиям. Необходимо активизировать на муниципальном уровне работы по реализации программ обеспечения безопасного водоснабжения, сбора отходов. Кроме того, необходимы радикальные изменения в индивидуальном и коллективном поведении в отношении сбора и утилизации бытового и промышленного мусора. При простоте и низкой затратности здоровое поведение в таких областях, как рациональное питание, физическая активность, могут дать впечатляющие результаты.
Опыт работы школьных медико-оздоровительных центров показал, что у 73% детей достигается улучшение состояния здоровья, уменьшается заболеваемость в целом и частота обострений хронических заболеваний, увеличивается число детей, занимающихся в основной группе по физической культуре. Охват школьников горячим питанием, организация в городских школах «шведских столов» с дополнительным введением в питание витаминов, микронутриентов привели к снижению случаев гастритов и дуоденитов, болезней желчного пузыря, неинфекционных энтеритов и колитов. Необходимо дальнейшее внедрение этого опыта на территории республики с включением продуктов питания, обогащенных биологически ценными ингредиентами и микроэлементами.
Здоровье — неотъемлемое благо человека, но, в отличие от многих других благ, его нельзя накопить, как можно накопить знания, навыки, материальное богатство и т.д. Между тем затраты на восстановление утраченного здоровья могут стать значительно меньше, когда сам человек станет «соавтором» собственного здоровья, следуя более здоровому питанию, правилам гигиены, физической нагрузки и другим советам в отношении здоровья. Как показали данные социологических опросов, в структуре жизненных ценностей жителей Чувашии категория «здоровье» занимает первое место, что дает основание считать, что население готово к восприятию здорового стиля жизни, правильного отношения к своему здоровью.
Задачами отрасли на 2004 г. являются: дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, реализация концепции охраны репродуктивного здоровья, обеспечение «здорового старта» в жизни
каждого вновь родившегося жителя республики; снижение инвалидизации и смертности населения на основе реализации долгосрочной политики и стратегии укрепления здоровья человека на протяжении всей жизни, профилактики заболеваний, увеличение на этой основе продолжительности и качества жизни; сохранение положительных тенденций стабилизации и снижения распространенности основных групп социально значимых заболеваний; особую актуальность в этой связи представляет травматизм, ежегодно уносящий здоровье и жизнь более трех тысяч трудоспособного населения республики; обеспечение доступности для населения квалифицированной качественной медицинской помощи в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий, на основе формирования наиболее оптимальной и эффективной системы медицинского обслуживания с приоритетной работой «института» общеврачебной практики; реализация долгосрочной согласованной межведомственной политики в области охраны здоровья населения.
Приняты Указы Президента «О Годе молодежи и здорового образа жизни», «Об организации движения «Чувашия — здоровый регион», наша республика включена в европейскую сеть «Здоровые регионы», два города (Чебоксары и Новочебоксарск) — в национальную и европейскую сеть «Здоровые города», принято решение о пролонгации проекта ВОЗ/CIDA (чувашский компонент) по развитию межсекторального сотрудничества в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Совместная работа органов власти, общественных движений и самих жителей должна привести к лучшему пониманию общечеловеческих, социально-экономических и культурных преимуществ здорового образа жизни, сохранения и укрепления имеющегося потенциала здоровья. Формирование ответственности каждого за состояние своего здоровья и здоровья своих детей будет способствовать укреплению национальной идеи приоритетности здоровья, реализации основных положений Европейской социальной хартии, подписанной Россией в 2001 г., по обеспечению достойного жизненного уровня и соблюдению основных прав человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2003 году. Чебоксары, 2004. 244 с.
2. Социально значимые заболевания населения России в 2002 году (статистические материалы). М., 2003. 224 с.
3. Смертность населения Российской Федерации в 2002 году (статистические материалы). М., 2003. 188 с.
Тел: +7 (8352) 70-92-42
Почта: rio@giduv.com
© ГАУ ДПО "Институт усовершенствования врачей" Минздрава Чувашии.
Все права защищены.
2009-2020