УДК 614.2
© Коллектив авторов, 2004
Поступила 12.03.04
Н.В. СУСЛОНОВА, Е.М. ДОМАНОВА, Л.И. ГЕРАСИМОВА,
К.А. ИВАНОВА, О.Ю.ШЕВНИЦЫНА
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Министерство здравоохранения Чувашской Республики,
ГОУ «Институт усовершенствования врачей» МЗ ЧР, Чебоксары
Представлена программа реформирования государственной службы в Чувашии. Разработаны предложения рационализации функций в организационной структуре Министерства здравоохранения республики.
The Programme of the Civil Service Reform in Chuvashia is described. Suggestions on improvement functions of organizational structure of Health Care Ministry have been developed.
В Чувашской Республике (ЧР) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 принята республиканская программа «Реформирование государственной службы ЧР (2003-2005 годы)» с подпрограммой «Проведение эксперимента по внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти ЧР (2003-2005 годы)». В рамках подпрограммы на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения ЧР проведена научно-исследовательская работа по теме «Реформа государственной службы Российской Федерации», своевременность которой объясняется необходимостью практической проверки корректности и применимости отечественных теоретических исследований данной проблематики [1-3].
Объектом исследования явились условия, возможности и ограничения практического внедрения методологических и методических рекомендаций для применения новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих в ЧР на примере Министерства здравоохранения. Такой выбор обусловлен тем, что его функции и структура являются наиболее типичными для всего государственного аппарата, что особенно важно для дальнейшей адаптации положительных наработок по мере тиражирования.
Целью явились разработка и подготовка к апробации современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования деятельности Министерства здравоохранения ЧР.
Исследование осуществлялось по следующим направлениям: проведение функционального анализа с оптимизацией состава функций и организационной структуры; разработка индикаторов результативности деятельности государственных служащих, определение локального документального обеспечения их внедрения, а также адаптация результатов исследования к региональной нормативной правовой базе.
Основными инструментами исследования стали: изучение и оценка федеральной и региональной нормативной правовой базы, анализ документов, регламентирующих деятельность Министерства здравоохранения и его подразделений; групповые работы и обсуждения с сотрудниками Министерства [1-3].
Проведение дополнительного функционального анализа Министерства здравоохранения и его подразделений было обусловлено необходимостью закрепления за Министерством и его подразделениями функций государственного управления, определения оптимальной структуры органа исполнительной власти, соответствующей наиболее эффективному выполнению возложенных на него задач государственного управления. При анализе функций Министерства здравоохранения, установленных в Положении о нем, и основных функций структурных подразделений сотрудники Министерства проанализировали реально выполняемые функции и сопоставили их с функциями, закрепленными в должностных инструкциях. При этом функции классифицировались с тем, чтобы вынести хозяйственную деятельность за рамки государственной службы. Органы государственной власти наделяются политическими и регулятивными функциями, правовыми инициативами, контролем за реализацией требований законодательства. Во главу угла ставилось требование об обязательном определении той или иной функции на основе какого-либо нормативно-правового акта. Особое внимание уделялось четкости формулировок каждой функции: функции либо разбивались на подфункции, либо агрегировались в одну функцию. Оценивались взаимодействие подразделений с другими службами и внешними организациями в рамках выполнения функций, наличие регламентированного взаимодействия и его выполнение.
На основании составленного перечня всех функций на каждом уровне (начиная от сотрудника, структурного подразделения и заканчивая Министерством в целом) были выработаны предложения об изменении организационной структуры Министерства здравоохранения с тем, чтобы реально выполняемые государственные функции имели единственный центр ответственности и входили в функции единственного сотрудника и подразделения. Измененные функции с указанием ответственных за их выполнение сотрудников были сгруппированы в Положениях о структурных подразделениях, а затем укрупнены и закреплены в проекте Положения о Министерстве здравоохранения. Вместе с тем процедуры взаимодействия сотрудников внутри подразделения и подразделений между собой на основании такого первичного элемента, как должностной регламент государственного служащего, в целом агрегировались в административный регламент государственного органа. Определив функции каждого сотрудника и Министерства в целом, процесс исследования направили на выработку контроля за качеством выполнения этих функций и выработку механизма стимуляции эффективного их выполнения. На данном этапе разработаны индикаторы результативности деятельности каждого государственного служащего, подразделения и Министерства в целом. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых возможна реализация выбранной стратегии развития республики. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Поскольку количество показателей в системе развития отрасли здравоохранения достаточно велико, целесообразно выбрать только основные, наиболее информативные, существенные, контролируемые индикаторы, необходимые для оценки реализации стратегии развития республики. Метод индикативного управления может быть реализован в результате выполнения следующих этапов замкнутого контура управления: установление целей, прогнозирование, планирование и управление финансированием, учет и контроль, регулирование, информационное и методическое обеспечение. Введение системы индикативного управления позволит обеспечить согласованность действий органов исполнительной власти республики и подведомственных организаций, направленных на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения республики.
В рамках межведомственных взаимодействий пилотного органа власти, Министерства финансов ЧР и Министерства экономического развития и торговли ЧР выработан механизм развития соответствующей отрасли законодательства ЧР, первичным элементом которого явился разработанный в рамках проекта Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт с должностным регламентом в качестве приложения. В условиях внедрения новых экономических методов оценки деятельности государственных служащих служебный контракт является единственным документом, отражающим объем работ каждого конкретного государственного служащего по той или иной функции государственного управления и степень ответственности за ее выполнение.
Таким образом, в процессе исследования были разработаны предложения рационализации функций и организационной структуре Министерства здравоохранения, направленные на преодоление смешения в органах исполнительной власти функций разного типа, исключение формализма в локальном их закреплении, выделение центров ответственности на каждом этапе выполнения функции и за результаты предоставления государственных услуг в целом.
Вторая группа предложений предусматривает изменение Положений о Министерстве здравоохранения и его подразделениях. Здесь главными критериями явились ориентация на отсутствие пробелов в регламентации и соответствие меняющемуся Федеральному законодательству. Предложения включения индикаторов результативности в систему планирования и оценки деятельности Министерства нацелены на создание стимулов для эффективного исполнения перечня государственных функций.
Важнейшим результатом проведенной работы являются также психологическая подготовка и преодоление стереотипов, основанных на традиционных моделях поведения. Сделаны первые шаги в формировании понимания среди сотрудников необходимости изменения сложившейся системы функционирования Министерства. Рекомендацией по эффективному проведению дальнейшего эксперимента на практике является консультирование, в том числе индивидуальное, сотрудников всех уровней. Формой проведения такой работы могут быть круглые столы, семинары для сотрудников, групповые дискуссии. Такое взаимодействие окажется полезным и для реформаторов, нуждающихся в обратной связи, характеризующей практические трудности внедрения результатов эксперимента. Естественным продолжением экспериментирования является этап внедрения разработанных методик, с последующим обобщением и тиражированием положительного опыта и отсечением негативных последствий.
В целом исследование опиралось на необходимость выработки собственной модели государственной службы, адекватной функциям, обязанностям республиканской власти, ответственности. Общим принципом и целью реформирования государственной службы ЧР должны стать существенное повышение эффективности ее деятельности в интересах развития гражданского общества и увеличение благосостояния народа республики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная служба (комплексный подход)/ Отв. ред. А.В. Облонский. М.: Дело, 1999. 440 с.
2. Реформа государственного управления в России: Рабочие материалы Центра проблем государственного управления ГУ ВШЭ. Вып.1. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 198 с.
3. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственной службы: Международный опыт. М.: Весь мир, 2003. 496 с.
Тел: +7 (8352) 70-92-42
Почта: rio@giduv.com
© ГАУ ДПО "Институт усовершенствования врачей" Минздрава Чувашии.
Все права защищены.
2009-2020