АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

УДК 614.2. 616.053

© М.В. Краснов, В.М. Краснов, 2004

Поступила 09.04.04 г.

М.В. КРАСНОВ, В.М. КРАСНОВ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

Чувашское региональное отделение «Союз педиатров России»,

Чувашский государственный университет, Чебоксары

Представлены данные о состоянии здоровья детей. Показаны важность и актуальность профилактического направления в службе охраны здоровья матери и ребенка, а также основные направления работы по сохранению здоровья этих групп населения.

Data of children health are represented. Importance and actuality of preventive approaches to maternity and children healthcare services and also the main directions of work on children healthcare are demonstrated.

Профилактическая педиатрия — наука и практика формирования здоровья детей и его охраны, т.е. предупреждения болезней и оздоровления. В нашей стране медицина имела профилактическую направленность. Корифеи медицины в работе руководствовались тезисом: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Известно, что здоровье и благополучие детей являются главной заботой семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалеком будущем будет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки.

В стране существует служба охраны здоровья матери и ребенка. Детская поликлиника и женская консультация являются основными звеньями этой цепи. Соответствующими приказами четко регламентированы основные разделы работы. Для детской поликлиники они следующие: профилактическая работа с беременными женщинами, профилактическая работа с детьми раннего и дошкольного, школьного возрастов, с подростками.

Каждое звено в этой цепи имеет четко регламентированные задачи обеспечения профилактической работы. Например, профилактическая работа с детьми раннего возраста включает организацию охраны здоровья плода и новорожденного; обеспечение тщательного медицинского наблюдения за детьми раннего возраста, начиная с периода новорожденности; проведение динамического наблюдения за детьми 1 и 2-й группы здоровья; организацию правильного ухода, вскармливания, проведение оздоровительных мероприятий; организацию комплексных диспансерных осмотров и лабораторно-диагностических обследований; профилактику анемии, гипотрофии, рахита; проведение противоэпидемической и прививочной работы; санитарное просвещение родителей, проведение работы с санитарным активом; подготовку детей к поступлению в детское образовательное учреждение (ДОУ); проведение мероприятий, направленных на правильное физическое и нервно-психическое развитие, укрепление здоровья детей, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранение жизни каждого ребенка. Важными моментами в работе медицинских работников являются контакты с родителями, специалистами образовательных учреждений, которые играют решающую роль в организации гигиенического обучения и формировании у детей навыков и привычек здорового образа жизни.

На VIII Конгрессе педиатров Российской Федерации (РФ) в 2003 г. и на последующих всероссийских форумах была дана оценка состоянию здоровья детей, подытожены данные Всероссийской детской диспансеризации, рассмотрены пути улучшения их здоровья [2]. Итоги детской диспансеризации в России неутешительны. Состояние здоровья детской популяции страны многими специалистами оценивается как угрожающее национальной безопасности [1, 3]. В последние годы наиболее существенные негативные тенденции в состоянии здоровья детей включают: прогрессирующий рост распространенности хронических форм соматической патологии; повышение частоты и распространенности нервно-психических болезней у детей; повышение частоты врожденных пороков (в ряде регионов врожденные пороки вышли на первое место в структуре причин неонатальной и постнеонатальной смертности); «возрождение» старых инфекций (туберкулез, сифилис) и распространение новых (ВИЧ-инфекция); нарастание частоты и распространенности экологически детерминированных синдромов и заболеваний (экологической дезадаптации, синдромов химической и радиационной гиперчувствительности, проявлений экогенной интоксикации, хронических заболеваний полигенной природы), рост распространенности наркомании среди школьников; обострение и утяжеление проблемы охраны здоровья детей в чрезвычайных ситуациях — в условиях локальных войн, нарастающее число детей — социальных сирот; повышение числа детей-инвалидов.

В целом по Приволжскому федеральному округу (ПФО) РФ детей с отклонениями в состоянии здоровья выявлено 55, в том числе от 0 до 7 лет — 57, от 7 до 17 — 67,7% [4]. Очень низка доля здоровых детей. Специальные исследования, проведенные НИИ гигиены детей и подростков НЦ ЗД РАМН, показали еще более низкий процент доли здоровых детей, чем результаты всеобщей диспансеризации.

В последние годы возросла заболеваемость детей психопатиями и реактивными психозами. Энцефалопатии и мозговые дисфункции, причиной которых служат ишемически-гипоксические поражения мозга плода и новорожденного, продолжают занимать ведущее положение среди болезней нервно-психической сферы. Не уступает им и умственная отсталость. Частота глубокой задержки нервно-психического развития составляет 2-3:1000, но данных о среднетяжелых и легких формах этих состояний нет.

Одним из факторов, способствующих ухудшению качества здоровья детей, являются детские дошкольные образовательные учреждения и школа. Среди детей дошкольного возраста ПФО здоровы лишь 40, хроническую патологию имеет 31%. Около 53% учащихся общеобразовательных школ РФ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20-25% от выпуска. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников не выполняют предусмотренных нормативов, а 30 — признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.

За пять лет, прошедших со времени предыдущей диспансеризации, детей с низкой массой тела стало больше на 7-8%. Показатели динамометрии правой кисти у мальчиков снизились на 5 кг, у девочек — на 3. На 15% уменьшилась жизненная емкость легких. Больше всего дети болеют с 7 до 18 лет. В школе практически у каждого школьника имеются по две-три, у подростка — три-четыре болезни. Основные — плоскостопие, близорукость, кариес, нарушение осанки.

Все заболевания обусловлены нездоровым образом жизни. К примеру, для профилактики и исправления осанки необходимы правильный подбор мебели и лечебная физкультура. Для избавления от близорукости (а также ее профилактики) — хорошее освещение рабочего места, умеренные нагрузки, тренажеры и витаминизация пищи. Для профилактики кариеса достаточно обеспечить ребенка нормальным питанием, проводить витамино-, минерало- (центрум или аналоги) и фитотерапию, фторирование воды и санацию кариозных зубов с использованием качественных материалов.

Очень актуальным является проведение оздоровительных мероприятий на базе ДОУ, создание до- и школьных реабилитационных центров. Опыт организации подобных реабилитационных центров имеется в регионах страны, в том числе в Чувашской Республике (ЧР).

В 2004 г. на IX Конгрессе педиатров России вновь были обсуждены вопросы здоровья детей и приняты решения о кардинальном улучшении здоровья детей. Было отмечено, что показатели состояния здоровья детей относятся к наиболее чувствительным индикаторам социально-экономического развития общества. В связи с этим охрана и улучшение здоровья детей и женщин — приоритетная задача социальной политики государства, забота не только органов и учреждений здравоохранения, но и всего общества. Педиатры уверены, что проблему здоровья детей можно решить, изменив подход к проведению профилактической работы среди населения, беременных женщин, детей, отношении к до- и школьной медицине. Анте- и постнатальная профилактика болезней, организация правильного режима дня, питания, проведение оздоровительных мероприятий в ДОУ и школах, оздоровление часто болеющих детей — вот основные звенья сохранения здоровья детей. Очень важным моментом является соблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ является вопросом государственной политики, которую необходимо внедрять в жизнь [1].

По Конституции за здоровье ребенка отвечает семья, но врачи и педагоги должны обучить семью, как вырастить здорового ребенка, поскольку они имеют профессиональные знания. Специалисты должны донести до родителей, детей медицинские и педагогические знания. В недалеком прошлом в стране была четко организованная система санитарно-просветительной работы, пропаганды оздоровительных мероприятий. В последние годы работа в этом направлении ослаблена, что связано с появлением мощнейших систем для санитарного просвещения в виде телевидения, радио.

В Интернете имеются прекрасные сайты — о воспитании здорового ребенка, проведении профилактической работы. Но многие молодые родители или не имеют доступа к этим системам, или не владеют сведениями об этих информационных системах. Только 5% городского населения пользуется Интернетом. В продаже имеется множество популярной медицинской и педагогической литературы по воспитанию здорового ребенка, но она часто не находит своего читателя. Очевидно, что одной из ведущих причин ухудшения показателей здоровья на современном этапе является неэффективность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. В связи с этим на фоне давно отработанных технологий охраны здоровья и оздоровления необходимо шире внедрять современные эффективные профилактические, коррекционные, оздоровительные технологии.

В последние годы в РФ, в том числе в ЧР, проводится большая работа по активизации профилактической работы [2], охране здоровья детей. МЗ РФ принята федеральная программа «Здоровый ребенок» на 2003-2006 гг., МЗ ЧР — региональная программа «Дети Чувашии» с подпрограммой «Здоровый ребенок», которые предполагают разработку ряда приоритетных фундаментальных научных направлений: изучение механизмов биологической и социальной адаптации детей в изменившихся социально-экономических условиях; создание банка биометрических и физиометрических показателей, характеризующих региональные и общие закономерности роста и развития детей в критические периоды онтогенеза; обоснование новых подходов к комплексной оценке состояния здоровья детей; оценка значимости факторов риска нарушения роста и развития ребенка от 0 до 18 лет; разработка алгоритмов применения массовых профилактических технологий для широкомасштабного оздоровления детей всех возрастных групп; профилей и вариантов нервно-психического и когнитивного развития детей (норма, пограничные состояния, донозологические изменения); обоснование новых технологий сохранения и укрепления здоровья детей в критические и сенситивные периоды развития; разработка технологий многоуровневого образования для формирования здорового, социально-эффективного жизненного стиля.

В приоритетном порядке требуют решения вопросы, связанные с совершенствованием медицинской помощи детям, проведением мероприятий по оздоровлению детского населения: развитие новых перинатальных технологий, внедрение системы многоуровневого образования, гигиенического обучения и воспитания детей в области ЗОЖ, совершенствование оказания экстренной и реанимационной помощи детям. Большая роль отводится питанию беременной женщины, обеспечению ее витаминами, микроэлементами для формирования нормального плода. Программа «Здоровый ребенок» предполагает и развитие школьной медицины. Каждое образовательное учреждение должно иметь свою программу «Здоровье», утвержденную директором. Министерство образования РФ провозгласило приоритетным движение «Школа, содействующая здоровью». Школа, в частности, уделяет внимание гигиеническому воспитанию детей. Рекомендуется вводить так называемые здоровьесберегающие педагогические технологии. Особенно важны они в начальной школе, когда «зарабатываются» все патологии (из-за отсутствия удобной мебели, освещенности и пр.). Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий позволит в три раза снизить заболеваемость, однако от уровня развития медицины здоровье зависит лишь на 10%. Необходимо обратить внимание на питание школьников, в частности устранить дефицит йода, обеспечить С-витаминизацию третьего блюда в школьных столовых, охватить питанием большее количество детей, организовать фитобары и ввести фиточаи. Поскольку у 70% школьников гиподинамия, нужны ежедневные уроки физкультуры, как это сделано в школах в странах, заботящихся о здоровье детей. У нас же пока лишь три урока физкультуры в неделю. При каждой школе должен быть оздоровительный центр. Если школа имеет повышенный образовательный уровень, то без защиты здоровья школьников не должно быть ее лицензирования.

Таким образом, самой актуальной проблемой профилактической педиатрии является сохранение физического и духовного здоровья, интеллектуального потенциала детей и подростков, которые в недалеком будущем будут определять благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки страны. Медики, педагоги, родители смогут сохранить здоровье детей при должной заботе о детях не только органов и учреждений здравоохранения, но и всего общества, организации должного отношения детей к собственному здоровью, то есть при условии, когда все звенья, ответственные за сохранение здоровья детей (государство, семья, женская консультация, детская поликлиника, ДОУ, школа), будут четко выполнять свои обязанности в полном объеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А. Актовая речь на юбилейной конф. М.: НЦ ЗД РАМН, 2003.

2. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Принципы государственной политики по охране здоровья детей// Современные проблемы профилактической педиатрии: Матер. VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. С. 27.

3. Шарапова О.В. Состояние и перспективы развития педиатрической науки и практики в Российской Федерации// Матер. IX Конгресса педиатров. М., 2004.

4. Шкарин В.В., Халецкая О.В. Итоги диспансеризации и пути улучшения состояния здоровья детского населения Приволжского федерального округа// Здравоохранение Приволжского федерального округа. 2003. №2. С. 13-20.