ЭТНИЧЕСКИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

УДК 616-053.5-071.3

©Коллектив авторов, 2004

Поступила 23.07.04 г.

Э.В БУШУЕВА, Н.Н. ЕМЕЛЬЯНОВА, А.Г. КИРИЛЛОВ, Н.А. МАТВЕЕВА

ЭТНИЧЕСКИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород,

Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Чебоксары

Проведен анализ тотальных размеров школьников регионов ПФО. Выявлены основные закономерности этнических и территориальных особенностей. В целях создания стандартов физического развития и разработки программы оздоровительно-реабилитационных мероприятий в образовательных учреждениях регионов обоснована необходимость проведения комплексного клинико-социального исследования по этническо-территориальным особенностям состояния здоровья школьников в регионах ПФО.

An analysis changeability of PFD different regions is made. The basic regularities of the schoolchildren ethnic and territorial peculiarities are revealed. A necessity of the complex clinicosocial investigation conduction according to the ethnic and territorial peculiarities of the schoolchildren health state in PFD regions for creation in a perspective of the physical development standarts and laboratorien of the sanitary and rehabilitation measure program in the region educational institutions is substantiated.

Первоначальная репрезентативная информация об особенностях роста и развития детей мужского пола разных национальностей в конце XIX столетия заимствована из трудов земских врачей России. В 1874 г. В. Евгеньев, а в 1889 г. М. Кондратский изучали физическое развитие различных групп населения Марий Эл. В 1886 г. земский врач И. Благовидов опубликовал диссертацию «Материалы к исследованию здоровья инородцев Симбирской губернии Буинского уезда (чуваши, татары, мордва)». Большинство работ о физическом развитии детей опубликовано в 60-80-е годы XX столетия, в 90-е годы и в начале XXI столетия исследования по обсуждаемой проблеме сократились, несмотря на повсеместные негативные тенденции в физическом развитии детей России.

Основные показатели физического развития обобщают приоритетные параметры состояния здоровья детского населения. В опубликованных материалах XX столетия раскрыты тенденции роста и развития детей: смена выраженных проявлений акселерации на их стабилизацию, повсеместное появление признаков децелерации, т.е. замедления скорости созревания растущего организма [1, 2, 9, 10]. Анализ эпохальных тенденций развития детей и подростков свидетельствует о том, что антропометрические показатели адекватно отражают изменения социально-гигиенических условий жизни населения. В работах 80-90-х годов содержатся данные о том, что на фоне эпохальных циклических изменений отмечаются негативные тенденции в физическом развитии детей и подростков России как результат влияния на организм многочисленных социальных и экологических факторов риска. В начале XXI столетия отмечен рост заболеваемости, инвалидности детей на фоне сохраняющегося экологического неблагополучия, что не могло не отразиться на процессах роста и развития [1].

В конце XX столетия сохранялись этнические и территориальные особенности физического развития школьников [6]. В этом плане уникальны масштабные исследования московских антропологов географической изменчивости соматометрических показателей школьников с определением ее факторной структуры на основе методов многомерной статистики. Анализ свидетельствует, что различия в физическом развитии детей и подростков города и села сохраняются. Дети из сельской местности значительно ниже ростом городских сверстников. На территориальную вариабельность длины тела мощное воздействие оказывает этногенетический фактор. Причем антропологическое своеобразие групп определяется не только показателем дефинитивной длины тела, но и самим ходом и интенсивностью ростовых процессов [3].

Сложившаяся в прошлом веке система регулярных массовых унифицированных антропометрических обследований детей и подростков с разработкой нормативов физического развития должна модернизироваться для социально-гигиенического мониторинга. Особого внимания заслуживает проблема создания эталонных нормативных статистических параметров физического развития, поскольку это имеет важное прикладное значение для оценки физического развития ребенка и подростка в педиатрической практике, а также для сравнительной групповой оценки различных детских коллективов [7].

Материалы и методы

Нами проведен анализ опубликованных материалов по физическому развитию школьников на территории Приволжского федерального округа (ПФО) и определены перспективы комплексных исследований в рамках обозначенной проблемы. В исследовании использованы собственные материалы, а также опубликованные материалы в исторических сборниках по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей Российской Федерации [4, 5, 8].

Мы изучили этнические и территориальные особенности тотальных размеров тела у мальчиков и девочек 8 и 15 лет, а также территориальные особенности физического развития русских детей в регионах, объединенных ПФО, за три десятилетия — 70-е, 80-е и 90-е годы XX столетия.

Результаты и обсуждение

В 70-е годы средние значения длины тела (ДТ) существенно отличались у мальчиков и девочек русской, удмуртской, татарской и чувашской национальностей (табл. 1). По сравнению с русскими ДТ у школьников других национальностей была существенно меньше (р<0,05). Самые низкие значения ДТ в 8 лет зафиксированы у мальчиков и девочек-чувашек, далее по возрастающей ДТ располагались школьники городов Казани, Йошкар-Олы, Ижевска. В 15-летнем возрасте по средним величинам ДТ, близким к дефинитивным значениям, различия у подростков разных национальностей сохраняются. Однако к завершению пубертатного периода мальчики татарской национальности становятся на 3 см выше марийцев и на 2 см выше удмуртов (р<0,05).

Таблица 1

Различия средних величин (Х±m) тотальных размеров тела школьников разных национальностей ПФО

Территория

1970-е годы

мальчики

девочки

8 лет

15 лет

8 лет

15 лет

Длина тела, см

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)126,46±0,40167,08±0,87126,66±0,44161,76±0,46
Республика Марий Эл (город, мари)-2,76•-10,12•-4,04•-5,82•
Республика Татарстан (Казань, татары)-5,00•-7,39•-5,48•-5,74•
Удмуртская Республика (Ижевск, удмурты)-1,00•-9,44•-2,07•-6,88•
Чувашская Республика (чуваши)-5,86•-15,65•-7,26•-9,15•

Масса тела, кг

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)25,80±0,3055,56±0,9624,90±0,3453,88±0,60
Республика Марий Эл (город, мари)-3,66•-10,61•-2,84•-6,90•
Республика Татарстан (Казань, татары)-2,84•-7,06•-2,03•-6,12•
Удмуртская Республика (Ижевск, удмурты)-1,40•-9,66•-0,62-6,46•
Чувашская Республика (чуваши)-2,90•-13,26•-2,80•-9,58•

Здесь и в других таблицах знак •указывает, что различия достоверны

Масса тела (МТ), как тесно сопряженный с ДТ показатель, фактически повторяет основные закономерности этнических различий. Однако нельзя не отметить, что средние показатели МТ у мальчиков 8 лет татар, чувашей и марийцев отличаются очень незначительно. В 15-летнем возрасте МТ у русских мальчиков достоверно больше, но у других национальностей значения МТ, близкие к дефинитивным значениям и во многом определяющие соматотипические особенности человека, перераспределяются. Самыми «тяжелыми» становятся татары, затем соответственно удмурты, мари и чуваши.

Анализируя соматометрические показатели девочек, следует привлечь внимание к ряду особенностей. Как проявление полового диморфизма ДТ и МТ у 8-летних девочек всех национальностей ниже, чем у мальчиков. У девочек мари и чувашек средние значения МТ сходны, «тяжелее» татарки и удмуртки, у последних МТ существенно не отличается от средних значений МТ русских девочек. В 15 лет ДТ у девочек всех национальностей меньше, чем у мальчиков, что в определенной степени отражает сходство в сроках полового созревания. По МТ мало отличаются 15-летние девочки городов Казани, Ижевска, близки к ним данные МТ девочек мари, самые низкие показатели МТ — у чувашек.

В последующие десятилетия (80-90-е годы) на фоне сохраняющейся информации о физическом развитии русских школьников существенно сокращаются данные о физическом развитии школьников других национальностей, не всегда указывается территориальная принадлежность материала (город, село). Это затрудняет анализ динамики физического развития, особенно по данным 80-х годов (табл. 2). Следует отметить уменьшение достоверных различий в тотальных размерах тела школьников разных национальностей.

Таблица 2

Различия средних величин (Х±m) тотальных размеров тела школьников

разных национальностей ПФО

Территория

1980-е годы

мальчики

девочки

8 лет

15 лет

8 лет

15 лет

Длина тела, см

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)128,25±0,40167,81±0,69127,76±0,41160,75±0,46
Республика Башкортостан (Салават, башкиры)-1,92-2,48*
Удмуртская Республика (Ижевск, удмурты)-0,33-4,39*1,44*
Чувашская Республика (чуваши)-4,25*-10,01*-7,76*-5,05*

Масса тела, кг

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)26,38±0,2554,71±0,7725,64±0,2852,98±0,60
Республика Башкортостан (Салават, башкиры)-0,450,06
Удмуртская Республика (Ижевск, удмурты)0,64-2,85*0,16
Чувашская Республика (чуваши)-4,08-4,41-3,34-5,68

В 90-е годы (табл. 3) русские мальчики 8 и 15 лет выше своих сверстников — башкир, коми, чувашей, татар и мари. Сходные данные (по менее полной информации) имеют девочки. Не различались средние величины ДТ у мальчиков 8 лет башкир, татар, коми. Существенно ниже своих сверстников мальчики чувашской и марийской национальностей. К завершению периода полового созревания средние величины ДТ у русских мальчиков больше, чем у мальчиков других национальностей, среди последних более выражены различия между собой.

Таблица 3

Различия средних величин (Х±m) тотальных размеров тела школьников

разных национальностей ПФО

Территория

1990-е годы

мальчики

девочки

8 лет

15 лет

8 лет

15 лет

Длина тела, см

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)128,5±0,37167,4±0,76128,4±0,34162,2±0,46
Республика Башкортостан (Бирск, башкиры)-0,9*-2,1*-4,9*-1,5
Республика Марий Эл (Советский р-н, мари)-6,5*-12,3*-9,3*-7,3*
Республика Татарстан (Казань, татары)-2,5*-3,4*
Чувашская Республика (чуваши)-3,6*-8,2*-4,3*-3,8*
Коми-Пермяцкий АО (Ухта и Сегежи, Коми)-1,9*-2,7*

Масса тела, кг

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)25,7±0,2453,5±0,9325,0±0,2453,1±0,50
Республика Башкортостан (Бирск, башкиры)-0,3-0,6-2,2*-1,4
Республика Марий Эл (Советский р-н, мари)-3,2*-8,3*-3,0*-5,8*
Республика Татарстан (Казань, татары)0,2-2,0
Чувашская Республика (чуваши)-1,9-5,8-2,3*-6,3*
Коми-Пермяцкий АО (Ухта и Сегежи, Коми)-0,6*-0,3

В конце XX столетия у мальчиков 8 и 15 лет разных национальностей сглаживаются различия в МТ. Сходны средние значения МТ у мальчиков русских, татар, башкир и коми. Вероятно, это можно связать с повсеместным «трофологическим» синдромом у детей, т.е. со значительным возрастанием доли детей с дефицитом МТ по отношению к ДТ. Среди девочек разных национальностей различия в МТ более выражены. Средние значения МТ у русских девочек существенно превышают таковые у девочек других национальностей.

Изучение территориальных особенностей физического развития оказалось возможным лишь у русских школьников, проживающих в разных городах ПФО (табл. 4-6). Существенные различия в ДТ наблюдались лишь в 70-е годы, когда были зафиксированы меньшие средние значения ДТ у мальчиков и девочек 8 и 15 лет городов Казани и Ульяновска по сравнению со школьниками Н.Новгорода, что подтверждается и более низкими показателями МТ. В 80-х и 90-х годах эти различия сглаживаются, сохраняясь лишь в отдельных возрастно-половых группах.

Таблица 4

Различия средних величин (Х±m) тотальных размеров тела русских школьников

на территориях ПФО

Территория

1970-е годы

мальчики

девочки

8 лет

15 лет

8 лет

15 лет

Длина тела, см

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)

Республика Татарстан (Казань)

Ульяновская область (Ульяновск)

Республика Мордовия (Саранск)

126,46±0,40

-2,09*

-1,72*

-1,46

167,08±0,87

-4,35*

-5,24*

126,66±0,44

-0,81*

-2,72*

-0,16

161,76±0,46

-3,26*

-3,46*

Масса тела, кг

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)

Республика Татарстан (Казань)

Ульяновская область (Ульяновск)

Республика Мордовия (Саранск)

25,8±0,30

-0,81

-1,20

-0,30

55,56±0,96

-4,15*

-4,86*

24,6±0,34

-0,17

-0,60

0,50

53,88±0,60

-2,68*

-3,18*

Таблица 5

Различия средних величин (Х±m) тотальных размеров тела русских школьников

на территориях ПФО

Территория

1980-е годы

мальчики

девочки

8 лет

15 лет

8 лет

15 лет

Длина тела, см

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)

Пермская область (Пермь)

Самарская область (Куйбышев)

Ульяновская область (Ульяновск)

128,25±0,40

-0,25

0,62

0,81

167,81±0,69

0,59

1,41

-0,55

127,76±0,41

-1,76*

-0,69

0,36

160,75±0,46

-0,05

1,53*

0,37

Масса тела, кг

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)

Пермская область (Пермь)

Самарская область (Куйбышев)

Ульяновская область (Ульяновск)

26,38±0,25

-0,18

-0,21

0,44

54,71±0,77

2,69*

2,24*

1,29

25,64±0,28

-0,54

0,34

0,24

52,98±0,60

0,02

0,59

-0,54

Таблица 6

Различия средних величин (Х±m) тотальных размеров тела русских школьников

на территориях ПФО

Территория

1990-е годы

мальчики

девочки

8 лет

15 лет

8 лет

15 лет

Длина тела, см

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)128,5±0,37167,4±0,76128,4±0,34162,2±0,46
Республика Татарстан (Казань)-1,5*-1,4-1,9*-1,2
Оренбургская область (Оренбург)-0,1-0,5
Пермская область (Пермь)-2,3*-1,1
Саратовская область (Хвалынский р-н)-0,6+2,2-1,1+1,5
Ульяновская область (Ульяновск)+0,1+2,2*+0,1+0,9

Масса тела, кг

Нижегородская обл. (Н.Новгород, русские)25,7±0,2453,5±0,9325,0±0,2453,1±0,58
Республика Татарстан (Казань)+1,3*+0,8+0,8+0,5
Оренбургская область (Оренбург)+0,8*+0,9*
Пермская область (Пермь)+0,0-0,4
Саратовская область (Хвалынский р-н)+0,5+3,6*+1,4*-0,1
Ульяновская область (Ульяновск)+0,7*+3,5*+0,3+0,3

Таким образом, в последние три десятилетия XX века наблюдалась временная, пространственная и этническая изменчивость тотальных размеров тела у детей школьного возраста. Для разработки теоретических проблем роста и развития детей, решения прикладных задач абсолютно необходимо продолжение массовых антропометрических обследований детского возраста по унифицированным программам. На проведение таких исследований нацеливает Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы // Рос. педиатр. журн. 1999. №2. С. 4-6.

2. Баранов А.А., Матвеева Н.А. Здоровье школьников (Пути его укрепления). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. С.3-69.

3. Година Е.З. и др. Картографирование в анализе географической изменчивости показателей роста и развития у детей и подростков. Методы исследования физического развития детей в популяционном мониторинге. М., 1999. С. 137-170.

4. Матвеева Н.А. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гигиена и санитария. 1997. №2. С. 26-28.

5. Матвеева Н.А. и др. Динамика физического развития сельских школьников-чувашей (1884-1999 гг.) // Гигиена и санитария. 2001. №3. С. 64-67.

6. Максимова Т.М. Закономерности формирования и местные особенности заболеваемости и физического развития населения различных территорий России.//Региональные проблемы здоровья населения России. М., 1993. С. 186-203.

7. Максимова Т.М. Организация и методика оценки физического развития детей.//Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей. Вып. 5. М., 1998. С.168-192.

8. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР М., 1977, Вып. 3; М., 1986. Вып.4, Вып.5.

9. Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия)// Итоги науки и техники. Антропология. Т.3. М.: ВИНИТИ, 1989. С. 5-76.

10. Ямпольская Ю.А. Тенденции физического развития девочек Москвы в последние два десятилетия и их прогноз на ближайшие годы // Гигиена и санитария. 1993. №9. С. 24-28.