ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

УДК 618.39

© Л.И. Мальцева, 2004

Поступила 15.11.04 г.

Л.И. МАЛЬЦЕВА

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Казанская государственная медицинская академия

Проблема абортов в современных социально-демографических условиях России занимает особое место. Смерть после аборта продолжает оставаться основной причиной материнской смертности как в России, так и в ПФО. Необходимо принятие организационных и лечебных мер по профилактике абортов на региональном уровне.

The problem of abortions in modern social and demographic conditions of Russia is of special importance. Death after an abortion is still the main reason of maternity mortality in Russia as well as in PFD. It is necessary to introduce organization and treatment measurements on abortions’ prevention at the reginal level.

Проблема абортов в современных социально-демографических условиях России занимает особое место. Несмотря на некоторое увеличение рождаемости, отмеченное с 2000 г., сохраняются низкий суммарный коэффициент рождаемости, высокие уровни смертности и депопуляции населения [1, 2]. Важную роль в этих процессах играет распространенность абортов как метода регуляции рождаемости. За последние пять лет существенно снизить число абортов в Российской Федерации (РФ) не удалось, хотя тенденция к этому наметилась. Смерть после аборта является одной из основных акушерских причин материнской смертности в России.

Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) не являются исключением, и, как показал анализ, все имеющиеся тенденции в проблеме абортов относятся и к ним.

Количество женщин фертильного возраста в ПФО составляет 8 849 500, но оно колеблется от 211 000 в Республике Марий Эл до 1. 115 000 в Республике Башкортостан (рис. 1).

Абсолютное число абортов в 2003 г., по отчетным данным, составило 356 549, средний показатель количества абортов на 1000 женщин фертильного возраста по регионам ПФО — 47,6, что ниже, чем в РФ. Абсолютное количество абортов в ПФО равно 297648. Таким образом, соотношение числа родов и абортов составляет 1:2. Наиболее низкие показатели имеют Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская области, высокие (выше, чем в РФ) — Удмуртская Республика и Оренбургская область (рис. 2).

Обращает внимание, что в Удмуртской Республике аборты делают в основном работающие женщины (71,8%), тогда как в Мордовии — неработающие (60%). Это отражает недостаточную работу структур планирования семьи в одной и низкий социальный уровень жизни как основную причину абортов — в другой. Более детальный анализ показывает, что при невысоких показателях абортов прослеживаются весьма негативные тенденции. Так, в Ульяновской области самый высокий показатель количества абортов у первобеременных женщин, приближены к нему данные Республики Марий Эл и Удмуртии (рис. 3).

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис.1. Количество женщин фертильного возраста по регионам ПФО, тыс.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис.2. Количество абортов на 1000 женщин фертильного возраста

по регионам ПФО

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис. 3. Количество абортов у первобеременных по регионам

ПФО на 1000 женщин фертильного возраста, %

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис. 4. Количество абортов у девочек-подростков 14-18 лет по регионам ПФО

на 1000 женщин фертильного возраста, %

Еще более неблагоприятные закономерности наблюдаются при анализе абортов у подростков. Удельный вес абортов среди подростков в ПФО остается достаточно высоким, и его не удается существенно снизить даже в регионе с самым низким показателем абортов — Самарской области (рис. 4).

Самый высокий показатель количества абортов у девочек 14-18 лет отмечен в Нижегородской области. Мало отличаются данные восьми регионов, представивших сведения о количестве абортов. У девочек до 14 лет показатель колеблется от 0,02 до 0,05 промилле (рис. 5).

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис. 5. Количество абортов у девочек до 14 лет по регионам ПФО

на 1000 женщин фертильного возраста, %

Во всех регионах ПФО артифициальный аборт преимущественно выполняется с 6 до 12 недель беременности, и только в Республике Марий Эл преобладают мини-аборты. Во II триместре чаще всего прерывают беременность в Удмуртской Республике и Саратовской области (рис. 6). В подавляющем большинстве территорий основными показателями для прерывания беременности на поздних сроках являются медицинские, в Оренбургской области и Республике Марий Эл — социальные показания.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис. 6. Уровень абортов во II триместре по регионам ПФО, 2003 г., %

Большое значение для снижения риска аборта имеет профилактика гнойно-воспалительных осложнений и послеабортная реабилитация комбинированными оральными контрацептивами. Как показал анализ представленных данных, комплексная профилактика осложнений абортов у абсолютного большинства женщин (85-90%) проводится только в Кировской и Самарской областях. Несколько реже (36-62%) — в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике (34-66%). В остальных регионах используются в основном средства для санации влагалища (Чувашская Республика, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий округ, Оренбургская область) или антибиотики периоперационно (Республика Мордовия, Марий Эл) и у небольшой части женщин — гормональные контрацептивы. Вероятно, результатом недостаточной профилактики осложнений является высокий процент ранних осложнений абортов (задержка частей плодного яйца, гематома) в Нижегородской области (8,6%), Чувашской Республике (5,3%), Оренбургской (3,8%), Пензенской областях (2,7%).

Современные технологии для производства абортов (медикаментозный аборт) используются только в Республике Башкортостан (10,6%) и Удмуртии (2,1%). В остальных регионах этот показатель колеблется от 0,07 в Республике Марий Эл до 0,7% в Саратовской области.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис. 7. Криминальные аборты по регионам ПФО, %

Наибольшее число (рис. 7) криминальных абортов зафиксировано в Нижегородской области (211). В остальных регионах их уровень приблизительно одинаков и находится в пределах 0,016 (Самарская область) — 0,11% (Оренбургская область). Основной социальной средой, определившей количество криминальных абортов, явились безработные женщины, и только в Пензенской области количество криминальных абортов было равным среди работающих и безработных.

Аборт является причиной материнской смертности у 17 женщин в девяти регионах ПФО (Республика Марий Эл, Башкортостан, Татарстан, Пермская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Оренбургская области, Чувашская Республика) (рис. 8). В структуре причин смерти от абортов доминируют сепсис (9), геморрагический шок (5), эмболические осложнения (3).

ПУТИ СНИЖЕНИЯ АБОРТОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рис. 8. Материнская смертность от абортов по регионам ПФО, случаи

Методы контрацепции по регионам ПФО на 1000 женщин фертильного возраста представлены в таблице. Из этих данных следует, что большинство женщин предпочитают использовать ВМС, меньше всего применяют гормональную контрацепцию в Ульяновской области и Чувашской Республике. Абсолютно доминирует применение КОК в Самарской области, где 231 женщина из 1000 использует ВМС и 226 — КОК. Таким образом, 45,7% женщин защищены надежной контрацепцией. В целом низкий процент применения КОК в Коми-Пермяцком округе, Республике Мордовия, Удмуртии, Татарстане. Частота стерилизации женщин в целях контрацепции наибольшая в Самарской области (30 на 1000 женщин фертильного возраста) и Удмуртии (22,4), в остальных регионах от 0,2 в Республике Марий Эл до 9,4% на 1000 — в Татарстане.

Регион

ВМС

КОК

Барьерные

методы

Стерилизация

Республика Марий Эл

2390,50,90,2

Республика Мордовия

254488

Пензенская область

145,3107,7680,3

Республика Башкортостан

272,2139,520,20,4

Коми-Пермяцкий АО

29434706,5

Пермская область

170710,8

Нижегородская область

115,849,60,2

Удмуртская Республика

2466322322,4

Самарская область

23122630

Саратовская область

224100,3

Ульяновская область

160296000,5

Чувашская Республика

227,9206000,1

Кировская область

205,380,51,7

Республика Татарстан

2708269,4

Оренбургская область

203,3113,22

По имеющимся данным, в большинстве регионов аборт — бесплатная процедура. В шести регионах часть абортов является платной и проводится в государственных родовспомогательных учреждениях. Доля таких абортов в Самарской области составляет 39,2, Республике Марий Эл — 18,5, Мордовии — 19, Ульяновской области — 12, Татарстане — 8,2, Башкортостане — 1,6%. В частных клиниках всего выполнено 6544 аборта, из них в Пензенской области — 272, Кировской — 249, Нижегородской — 5218, в Чувашской Республике — 1005. По другим регионам данные не представлены.

Какие же пути выхода из тупиковой ситуации с абортами?

Сделать бесплатной и таким образом доступным средством контрацепцию для всех невозможно. Кроме того, даже доступные средства могут остаться невостребованными из-за непонимания женщинами собственных потребностей в услугах планирования семьи [3, 4]. Вероятно, главным и основным направлением в профилактике абортов, исходя из существующей экономической ситуации в стране, может быть усиление образовательной работы среди женщин репродуктивного возраста. В повышении таких знаний нуждаются прежде всего юные женщины и женщины сельской местности, а также малых городов. В крупных городах информационное поле более широкое, в то же время удельный вес женщин социопатического слоя — больше. Для исключения формального подхода к образовательной деятельности среди женщин со стороны врачей — акушеров-гинекологов в оценку качества оказания медицинской помощи необходимо ввести «нормативы» контрацептивной работы. Прогрессивное снижение числа абортов на участках женских консультаций, в том числе снижение числа повторных абортов, должно стать критерием хорошей работы врача женской консультации и материально поощряться. Возможно, следует сконцентрировать всю работу по абортам только в кабинетах планирования семьи, а не распылять ее по женским консультациям.

Необходимо шире внедрять ВМС-контрацепцию в гинекологическую практику и практику родильных домов. Должно быть отражено в нормативных стандартах оказания помощи разрешение на послеабортное, послеродовое (постплацентарное) и послеоперационное (после операции кесарева сечения) введение ВМС. Необходимо создание методических рекомендаций по введению ВМС в этих ситуациях и профилактике осложнений. Сделать бесплатной стерилизацию, придать этой операции статус неотложной гинекологической помощи.

Безусловно, следует продолжать и расширять пропаганду и обучение населения современным методам планирования семьи исходя из того, что большая часть с трудом осознает собственные потребности в услугах по планированию семьи и не использует возможности службы здравоохранения. К этой работе следует привлекать средний медицинский персонал (особенно в сельской местности) и подготовленных женщин добровольцев из немедицинской среды. Подобный опыт есть в странах Восточной Азии. Успех будет тогда, когда удастся убедить женщин использовать контрацепцию последовательно, постоянно, с пользой для своего здоровья и улучшения качества жизни, а также сделать привычным обращение за услугами по предупреждению, а не прерыванию беременности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, 1998. С. 6-9.

2. Коновалов О.Е. Семья и воспроизводство здоровых поколений: комплексное социально-гигиеническое и медико-демографическое исследование: Дис. … д-ра мед. наук. Рязань, 1996. 385 с.

3. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы // Руководство по охране репродуктивного здоровья. М.: Триада-Х, 2001. 568 с.

4. Щепин О.П., Линденбратен А.Л. Экономические аспекты развития систем обеспечения качества медицинской помощи // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения: Тез. докл. 4 науч.-практ. конф. М., 1999. С. 8-12.