РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

УДК 614.2

©Г.М. Жирнова, Д.С. Марков, 2004

Поступила 15.07.04 г.

Г.М. ЖИРНОВА, Д.С. МАРКОВ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Управление здравоохранения администрации, Чебоксары

Представлен опыт реформирования и внедрения новой технологии организации амбулаторно-поликлинической службы, новых форм управления первичным звеном здравоохранения и повышения качества первичной медико-социальной помощи населению промышленного города Чувашской Республики.

Experience of reforming and introduction of new technology of out-patient services organisation, of new forms for e management and quality promotion in primary health care for population of the industrial city in the Chuvash Republic is represented.

В новых социально-экономических условиях приоритетное значение имеют вопросы реформирования первичной медико-социальной помощи (ПМСП) [1,6]. В первую очередь требуют решения проблемы финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которое недостаточно и неадекватно числу пролеченных больных и качеству их лечения. ЛПУ не имеют реальной возможности управления выделенным бюджетом. Увеличивается число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений пациентов с хроническими заболеваниями (более 40%), число вызовов «скорой помощи» к больным на 5,6% по итогам 2003 г.

Многочисленные статистические исследования указывают на излишнюю специализацию амбулаторной и стационарной помощи в современных условиях. По нашей оценке, участковые терапевты направляют на консультацию к узким специалистам не менее 30 больных, тогда как в Англии доля таких направлений не превышает 8,6, в США — 5,2, во Франции — 2,8%.

Реформирование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, проводимое в последнее десятилетие в Российской Федерации, не дало достаточного эффекта. Так, анализ медико-статистических показателей свидетельствует, что доля необоснованных госпитализаций больных составляет 15-20%. В стационаре пребывают больные, нуждающиеся в медико-социальной помощи (24,6%). Это связано с недостаточностью социальных коек, а также стационарзамещающих технологий в лечебно-диагностическом процессе. Потребность в социальных койках составляет 51,6 на 10 000 жителей, при наличии 13,9 койки. Недостаточная эффективность работы существующей ПМCП, на наш взгляд, связана также с низкой мотивацией населения к сохранению и укреплению своего здоровья.

Нами представлен опыт реформирования и внедрения новой технологии организации амбулаторно-поликлинической службы, новых форм управления первичным звеном здравоохранения и повышения качества ПМCП населению промышленного города Чувашской Республики. Сбор материала для исследования проводился на базе микрополиклиники (СМП) — офиса врача общей (семейной) практики (ВОП). Количество обслуживаемого населения составляло 65 873 человека.

Участковая служба «Городской больницы №5», в составе которой имеются ВОП, функционирует с 1987 г. и включает в себя 32 терапевтических участка, в том числе три офиса ВОП. МП организована в 1990 г. в соответствии с решением главы администрации г. Чебоксары, расположена на 1 этаже жилого дома общей площадью 100 м2 в районе обслуживаемого населения. Офис ВОП обслуживает пять терапевтических участков с общей численностью взрослого населения 10890 человек, в т.ч. подростков — 1436, детей — 2345. В офисе ВОП работают 3-5 врачей и 5-7 медицинских сестер.

Основные показатели работы ВОП в МП в сравнении с участковыми терапевтами поликлиники значительно выше: выполнение функции врачебной должности (ФВД) составляет 5,4-5,8 человека в час на приеме и 2,3 — на дому в МП, тогда как у участковых терапевтов — 4,1 и 1,2 соответственно.

Модель работы амбулаторно-поликлинической службы в условиях МП расширила функциональные обязанности ВОП и медицинских сестер общей (семейной) практики. Так, ВОП самостоятельно назначают физиотерапевтическое лечение, оказывают экстренную и неотложную помощь, проводят хирургические манипуляции, ведут дневные стационары и стационары на дому, проводят диагностические процедуры (ЭКГ, РЭГ, ЭЭГ и др.).

Сравнение объемов оказываемой ПМCП ВОП в МП и приема участкового терапевта поликлиники представляет интерес. Так, в офисах ВОП 74 приходится на лечебно-диагностическую помощь, у участковых терапевтов поликлиники — 67, диспансерная работа — 11,2 и 9,1 % соответственно. Консультативная помощь и направление к узким специалистам у ВОП составляют 10,2, у участкового терапевта — 20,3%; объем оказания профилактической, медико-социальной помощи — 25 у ВОП и 19 % — у участкового терапевта. На законченные случаи поликлинического обслуживания в МП приходится 58% от общего количества по участковой терапевтической службе в целом. Среднее количество терапевтических диспансерных больных на одного врача на 5,6% выше, чем по участковой службе (355 чел. против и 327).

Сравнительный анализ работы офисов ВОП за три года (1999-2001) по сравнению с традиционно сложившимися участками показывает преимущества внедрения в работу новой модели амбулаторно-поликлинической службы. В частности, отмечается уменьшение первичных вызовов пациентов на дом на 9-10; вызовов «03» к хроническим больным в часы работы ВОП — на 12,3; увеличение активных посещений к больным — на 61,8; лечебно-диагностических посещений — на 12%; охват профилактической работой и вакцинацией ВОП выше на 9% аналогичного показателя участковых терапевтов. Свидетельством эффективной работы представленной модели общей врачебной (семейной) практики является уменьшение количества направлений к врачам-специалистам поликлиники с участков, обслуживаемых ВОП. Например, к невропатологам — на 13,4, к отоларингологам — на 9,8, к хирургам — на 6,7, к окулистам — на 3,9% (по итогам 1999-2001гг.).

Наиболее оптимальной, по данным нашего исследования, является оказание ПМCП группой ВОП по принципу общей врачебной (семейной) практики. Офисы ВОП целесообразно разворачивать с количеством обслуживаемого населения 7,5-10 тыс. человек.

Таким образом, наши исследования позволили выделить позитивные эффекты реформирования ПМСП:

1. Рациональное использование выделенных на здравоохранение финансовых средств за счет внедрения ресурсосберегающих технологий. Стационарзамещающие технологии (стационар на дому, дневные стационары, хоспис) позволили направить дополнительные финансовые потоки в амбулаторно-поликлиническое звено. В течение 1999-2003 гг. в дневных стационарах при поликлинике пролечен 2931 пациент; в офисах ВОП — 2382, что составило 29,3% пролеченных в стационаре.

2. Повышение персональной экономической заинтересованности медицинских работников в укреплении здоровья населения и в результатах своего труда.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование профилактической направленности ПМСП населению, что возможно при активном внедрении в структуру ПМСП общеврачебной (семейной) практики.

4. Внедрение в работу участковой сети общей врачебной (семейной) практики наиболее эффективно по форме «групповая практика врача» в составе ВОП и педиатра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулин И.М. Общеврачебная практика в системе здравоохранения Санкт-Петербурга: Дис. …

д-ра мед. наук. СПб., 1998. 288 с.

2. Алексеев Н.А. Роль многопрофильных больниц в системе оказания медицинской помощи населению крупного города //Здравоохр. РФ. 2001. № 5. С. 41-43.

3. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении. Экон. здравоохр. 2001. №1. С. 5-6.

4. Галкин Р.А., Павлов В.В., Кузнецов С.И. Развитие стационарзамещающих форм медицинской помощи населению Самарской области //Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и ист. мед. 2000. №4. С. 32-34.

5. Карташов В.Т., Жуков В.А. Механизм перераспределения ресурсов с госпитального звена на амбулаторное //Экон. здравоохр. 2000. №12. С. 25-29.

6. Поляков И.В., Зеленская Т.М. Проблемы семейной (общеврачебной) практики //Здравоохр.РФ. 2001. № 1. С. 24-26.