ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

УДК 616.053

© М.В. Краснов, 2004

Поступила 16.03.04 г.

М.В. КРАСНОВ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

Чувашское региональное отделение «Союз педиатров России»,

Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, Чебоксары

Представлены данные о влиянии образа жизни на здоровье и формированию здорового образа жизни у детей.

Data demonstrating the influence of way of living on health and measurements devoted to developing the healthy way of living for children are represented.

Состояние здоровья детской популяции страны многими специалистами оценивается как катастрофическое и угрожающее национальной безопасности [1-3]. Численность населения почти во всех регионах Российской Федерации уменьшается. За десятилетний период доля здоровых детей уменьшилась почти в 1,5 раза. За последние пять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 24,4, подросткового возраста — на 31,4%. Темпы роста хронической патологии среди подростков в 1,5-2 раза выше. Увеличилось количество детей с отставанием физического развития. Снизились функциональные возможности детей: сила мышц — на 20, ЖЕЛ — на 15%. Чтобы улучшить качество здоровья детей, следует воздействовать на все компоненты, участвующие в формировании здоровья детей, в первую очередь на образ жизни.

Известно, что здоровье детей и взрослых является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, обусловлено генетическими особенностями организма, экологическим состоянием территории проживания, образом жизни, характером и уровнем социально-экономического развития общества, уровнем образования и культуры населения, доступностью и качеством медицинской помощи, а также профилактическими мероприятиями по охране материнства и детства. По данным известных отечественных и зарубежных ученых, образ жизни занимает 55% удельного веса факторов, формирующих здоровье, экология — 20-25, наследственность — 20, здравоохранение — 10%. Отсюда понятно, почему образ жизни является основным вопросом медицины.

В понятие образа жизни входят трудовая, психоинтеллектуальная деятельность, физическая активность, характер питания, режим труда и отдыха, вредные привычки, материальное обеспечение, медицинская, социально-культурная, общественно-политическая активность, взаимоотношение в семье, бытовые взаимоотношения и общение, способ переживания жизненных ситуаций. Среди множества факторов, влияющих на формирование здоровья ребенка, определяющими являются также среда обитания, качество питания, обеспеченность витаминами и микроэлементами, в том числе йодом, цинком и др.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это, в первую очередь, активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций (таблица). Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний для организации правильного питания, стиля жизни, в борьбе с гиподинамией, стрессом, вредными привычками.

Основные характеристики здорового и нездорового образов жизни

Здоровый образ жизни

Нездоровый образ жизни

Полноценный отдыхНеполноценный отдых
Активная жизненная позицияСоциальная пассивность
Сбалансированное питаниеНесбалансированное питание
Регулярная физическая и двигательная активностьГиподинамия
Отсутствие вредных привычекЗлоупотребление курением, алкоголем, наркомания
Высокая медицинская активностьНизкая медицинская активность
Удовлетворенность работойНеудовлетворенность работой, жизненной ситуацией
Бодрость, отсутствие усталостиПереутомление
Физический и духовный комфортФизический и духовный дискомфорт
Экономическая и материальная независимостьЭкономическая и материальная зависимость
Психофизиологическая удовлетворенностьПсихофизиологическая неудовлетворенность
Семейная гармония и стойкая семьяСемейная дисгармония и нестойкая семья

ЗОЖ является одним из основных факторов долголетия. К сожалению, в нашей стране в последние годы регистрируется снижение средней продолжительности жизни. Только коррекция питания школьников (введение дополнительно в рацион микроэлементов и витаминов, правильное соотношение Б:Ж:У) позволит повысить познавательные и интеллектуальные возможности детей, их уровень социальной интеграции, снизить риск развития в трудоспособном возрасте атеросклероза, сахарного диабета, гипертонической болезни, злокачественных опухолей, остеопороза и др. Доказано, что в основе гипертонии, инфаркта миокарда, заболеваний сердечно-сосудистой системы лежат нездоровый образ жизни, бесконтрольная еда, курение, а ограничение натрия приводит к снижению больных гипертонией.

Одной из ведущих причин прогрессивного ухудшения показателей здоровья детей является неэффективность профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. В формировании ЗОЖ, здоровья всех членов семьи велика роль семьи, образовательных и оздоровительных учреждений. Очень важно с раннего детства прививать детям, членам семьи культуру ЗОЖ. ЗОЖ включает правильный режим дня, труда и отдыха, рациональное питание, занятие физической культурой, катание на коньках, лыжах, бег, пребывание на свежем воздухе, общение с членами семьи, друзьями, природой. Научными исследованиями доказано, что общение с природой и животными создает благоприятные условия для оптимального отдыха нервной системы, снимает утомление, предупреждает развитие неврозов.

Семья — основное звено формирования полезных привычек. Первые впечатления ребенка связаны с выполнением определенного действия, выносятся из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, все у него закрепляется в сознании независимо от его неокрепшей воли. Все то, что видел ребенок в первые 3-7 лет, запоминается больше, чем в более поздние периоды жизни. Образ жизни семьи на этом этапе ребенок воспринимает как стандарт. В последующей жизни он действует по образу и подобию. Пример родителей, их повседневная жизнь, образ жизни — основа поступков и действий ребенка. Какие родители — такими будут дети. Важно, чтобы родители не теряли связующей ниточки с ребенком.

Известный нейрофизиолог В.Д. Колесов выделял четыре условия формирования привычек: первое — пристальное внимание родителей к действиям ребенка. Выработка правильного навыка и закрепление его в привычку. Второе — строгая организация всей деятельности ребенка, без подавления инициативы. Третье — пример взрослых для формирования полезной привычки. Четвертое — подкрепляющие действия в виде похвалы, одобрения, примера для других детей или друзей.

Семье и школе принадлежит решающая роль в формировании навыков и привычек ЗОЖ у подрастающего поколения. Сегодня особое значение приобретает организация гигиенического обучения. Привитие школьникам навыков личной гигиены играет большую роль в профилактике заболеваний, в первую очередь таких как кишечные инфекции, глистные инвазии, различные отравления, туберкулез, кожные заболевания и др. Соблюдение режима дня, питания, физическая активность — одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. Курение, употребление спиртных напитков, применение наркотических и токсических веществ, половые извращения часто начинаются в школьном возрасте. Эти вредные привычки в детстве часто навязываются друзьями, особую роль играет жадность.

В нашей стране уделялось большое внимание здоровому образу жизни, но в 1980-2000 гг. из-за резкого сокращения финансирования было разрушено или ликвидировано множество спортивных и культурных сооружений. В США, Германии и в других высокоразвитых капиталистических странах более чем в 30 раз превышает количество спортивных залов и сооружений. Этим странам удалось убедить нацию трезво оценить состояние своего здоровья. Целенаправленная деятельность энтузиастов ЗОЖ, специалистов физической культуры, политиков, врачей была подчинена постулату: «Если мы не станем заниматься физическими упражнениями, закаляться, укреплять свое здоровье, употреблять натуральные продукты, мы погибнем от инфарктов, диабетов, инсульта, психических расстройств, аллергии и прочих напастей».

В последние годы в стране восстанавливается то, что разрушено. По сравнению с высокоразвитыми странами мы еще отстаем, мы еще недостаточно заинтересованы в формировании и сохранении своего здоровья. Работа проводится, но спонтанно. Поэтому внедрение ЗОЖ в нашей стране идет медленно, эффект минимальный. Причин много, и объективных и необъективных. Объективными причинами являются слабая экономическая база развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, недостаточно действующих законодательных актов по оздоровлению нации. Необъективными причинами являются недостаточная убежденность и грамотность населения, нестабильная мотивация и потребность в двигательной активности, неорганизованность, пассивность, неумение организовать активный досуг. Поэтому мы должны помнить основной постулат: «Купить здоровье нельзя — его можно только заработать собственными постоянными усилиями».

Президент РФ, президенты субъектов Федерации в последние годы обратили внимание на необходимость улучшения качества здоровья населения страны, развития физической культуры и спорта. В июне 2002 г. в Москве состоялся круглый стол «Культура и здоровье», организованный комитетом Государственной Думы по охране здоровья и спорту, образованию и науке совместно с журналом «Культура здоровой жизни», в октябре 2002 г. — Парламентские слушания о здоровом образе жизни. В Чувашии под непосредственным руководством президента Н.В. Федорова проводится целенаправленная работа по развитию физической культуры и спорта, строятся спортивно-оздоровительные объекты, детские юношеские спортивные школы, дворовые спортивные площадки, в школах введен дополнительный урок физкультуры. Президент Чувашской Республики объявил 2003 г. — годом семьи, 2004 г. — годом ЗОЖ.

Однако в стране нет достаточной культуры здоровья, серьезного движения за ЗОЖ. Средства массовой информации, кино рекламируют курение, алкоголь, пиво. Парадокс представляется в том, что работа средств массовой информации, телевидения построена на пропаганде нездорового образа жизни — низменных качеств человека, пропаганде алкоголя, пива и курения, часто сами врачи, педагоги, многие деятели культуры на словах пропагандируют ЗОЖ, на деле ведут нездоровый образ жизни. Необходимы дополнения в Закон о средствах массовой информации об ограничении пропаганды вредных привычек. Следовательно, прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей и подростков связано с потерей контроля за его формированием, ослаблением внимания научно-исследовательских коллективов к разработке фундаментальных вопросов роста и развития детей в критические периоды жизни из-за низкого финансирования, профилактических, реабилитационных технологий, а также из-за отсутствия адекватных программ по обучению детей навыкам ЗОЖ.

Понимая серьезность сложившейся ситуации со здоровьем детей и подростков, правительство поставило перед ведущими педиатрическими научными учреждениями задачу выработать теоретические основы надежной системы охраны здоровья подростков. В области охраны здоровья детей ведется государственная политика. Основными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются: научно-методическое обеспечение; законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения и воспитания; формирование ЗОЖ; создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; эффективное медицинское обеспечение в школе. В стране принята федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» на 2003-2006 гг., учитывающая первоочередные задачи педиатрической науки и практики по формированию здоровья детей.

Таким образом, первоочередной задачей медиков, педагогов является формирование ЗОЖ. Именно ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, оздоровление с использованием гигиенических знаний для организации правильного питания, стиля жизни, в борьбе с гиподинамией, стрессом, вредными привычками. Семье и образовательным учреждениям принадлежит решающая роль в выработке у подрастающего поколения навыков и привычек ЗОЖ. Особое значение в выработке ЗОЖ приобретает организация гигиенического обучения. Очень важны уроки, беседы и лекции для родителей и детей о влиянии различных факторов на здоровье. Привитие школьникам основных навыков личной гигиены играет большую роль в профилактике заболеваний и сохранении здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Принципы государственной политики по охране здоровья детей// Современные проблемы профилактической педиатрии: Матер. VIII конгресса педиатров России. М., 2003. С.27.

2. Шарапова О.В. Состояние и перспективы развития педиатрической науки и практики в Российской Федерации// Матер. IX конгресса педиатров. М., 2004.

3. Шкарин В.В., Халецкая О.В. Итоги диспансеризации и пути улучшения состояния здоровья детского населения Приволжского федерального округа// Здравоохранение Приволжского федерального округа. 2003. №2. С. 13-20.