О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

УДК 314.1(470.344):614.1

© Н.В. Суслонова, 2008

Поступила 27.03.08 г.

Н.В. СУСЛОНОВА

О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В РАМКАХ

ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

Министерство здравоохранения и социального развития

Чувашской Республики, Чебоксары

Государственная политика, направленная на сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения Чувашской Республики (ЧР), проводимая в рамках Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 г. и указов Президента ЧР, основанная на программно-целевом подходе, внедрении современных социально-медицинских и инфор­мационных технологий, привлечении инвестиций в систему здравоохранения, позво­лила добиться положительных результатов по ряду основных показателей здоровья и сохранить определенные позитивные тенденции медико-демографической ситуации. Результатом последовательных действий в течение последних 5 лет явились повышение рождаемости на 17,3%, снижение общей смертности на 4,0, младенческой смертности — 37,8, сокращение естественной убыли населения на 58,9%. Ожидаемая продолжительность жизни населения выросла с 65,38 до 66,98 года (на 1,6 года). По данному показателю Чувашия заняла седьмое рейтинговое место среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) и 17 — среди 88 регионов Российской Федерации. Примечательным фактом явился рост рождения вторых и третьих детей в семье, доля которых в 2007 г. составила более 48% среди всех родившихся.

Обозначенные на федеральном уровне в виде национальных проектов приоритеты в ЧР легли в основу государственной политики еще в 2001 г., когда республика перешла от политики выживания к стратегии развития в рамках президентской Комплексной социально-экономической программы до 2010 г.

В целях стимулирования рождаемости и укрепления семейных ценностей — основы демографического роста — в республике сформирована комплексная система охраны здоровья и социальной поддержки семьи, женщин и детей. В соответствии с поставленными задачами увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; монетизированы все виды льгот семьям с детьми; дополнительно к контингенту получателей ежемесячного пособия на ребенка право на его получение установлено также семьям со среднедушевым доходом, превышающим величину прожиточного минимума до 150%. В 2007 г. более 4000 семьям установлены льготы при оплате услуг детских дошкольных учреждений; осуществлялась материальная поддержка более 1800 опекунов и семей, взявших на воспитание около 3000 детей-сирот.

С организацией в республике трехуровневой системы родовспоможения, соответствующей международным стандартам, и реализацией национального проекта в части «Родовой сертификат» реальным стало сохранение жизни младенцев с экстремально низкой массой тела при рождении (в 2,3 раза увеличилась их выживаемость); в 4,6 раза снизилась летальность новорожденных в реанимационных отделениях. Определенный вклад в повышение рождаемости внесли профи­лак­тика абортов и внедрение вспомогательных репродуктивных технологий. Созданная в республике комплексная система профилактики непланируемой беременности позволила сократить число абортов за последние 5 лет в 2 раза. С помощью методов вспомогательной репродукции в республике родилось более 500 детей, дальнейшее развитие этих технологий позволит увеличить число родившихся на 1000 детей ежегодно. До 2010 г. на проведение экстракорпорального опло­дотворения женщинам предусмотрено финансирование из республиканского бюджета в объеме 31,415 млн рублей.

За 2007 г. произошло снижение смертности по 10 из 19 основных причин, в т.ч. от болезней системы кровообращения (на 5,3%), «внешних» причин (на 7,4), болезней органов дыхания (на 10,9), некоторых инфекционных болезней (на 9,2), болезней эндокринной системы (на 20,5), болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (на 43,3), болезней кожи и подкожной клетчатки (на 18,2%). Комплексный подход к решению вопросов улучшения условий, охраны труда наряду с ежегодным скрининговым обсле­дова­нием и дополнительной диспансеризацией работающих граждан позволил сократить производственный травматизм за последние 10 лет в 3,3, число погибших на производстве — в 2,2; профессиональная заболеваемость за последние 5 лет уменьшилась в 2,2 раза.

Вместе с тем воспроизводство населения Чувашии, как и в России в целом, не превышало смертность. По пессимистическому варианту прогноза Госкомстата сохранение существующего уровня рождаемости и смертности при отсутствии комплексных мер, направленных на улучшение демографической ситуации, может привести к дальнейшему сокращению численности населения республики к 2010 г. более чем на 14 тыс. человек.

Существующий уровень рождаемости не обеспечивал воспроизводство населения: в последние 10 лет число детей, рожденных в среднем одной женщиной (суммарный коэф­фициент рождаемости), не превысил 1,3, тогда как для замещения поколения родителей их детьми необходимо рождение одной женщиной 2,15 детей. По данным переписи 2002 г., количество семей, воспитывающих одного несовершеннолетнего ребенка, по сравнению с 1989 г. увеличилось на 28, число многодетных семей снизилось на 55%. Кроме того, выросла внебрачная рождаемость: за последние 10 лет число детей, родившихся вне зарегист­риро­ванного брака, увеличилось на 1,3 тыс. (в 1,6 раза); их доля — с 15 до 26,3%.

Негативное влияние на здоровье населения, в том числе репродуктивного возраста, оказали курение, потребление алкоголя, некачественное питание. Именно этим во многом обусловлен высокий уровень смертности от неестественных причин и сердечно-сосудистых заболеваний, лидирующих в структуре смертности населения трудоспособного возраста. За 10 лет уровень смертности от транспортных травм увеличился в 1,7, от острой сосудистой патологии — в 1,5 раза. Третье место в структуре общей смертности населения трудо­способного возраста заняли новообразования, заболеваемость и смертность от которых имели тенденцию к росту.

Численность населения Чувашии уменьшалась не только за счет естественного движения, но и за счет миграции населения. Большинство мигрантов (72,5%) перемещалось со сменой места жительства внутри республики. Активная миграция молодого поколения сельчан в города обусловила прогрессирующее ухудшение показателя старения сельского населения. По данным Чувашстата, миграционный прирост в 2001 г. сменился миграционной убылью населения, которая в 2006 г. составила 388 человек, в основном за счет обмена населением с регионами России.

При формировании современной демографической политики в соответствии с обще­признанными принципами и нормами международного права в области наро­до­населения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, обеспечения условий для устойчивого развития республики реализовывалась республиканская целевая программа демографического разви­тия ЧР на 2008-2010 гг., направленная на решение широкого круга задач социально-экономического развития, включая рост благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала, создание эффективной социальной инфраструктуры, рын­ка доступного жилья, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки. Общий объем ассигнований на финансирование Программы составил 2,7 млрд рублей, из них средства федерального бюджета — более 30%. В целях улучшения качества оказания меди­цинской помощи женщинам в период беременности и родов, детям раннего возраста продолжена реализация программы «Родовой сертификат».

Для сбережения здоровья каждого родившегося ребенка с 2008 г. запланирован по­этапный переход на современные технологии выхаживания недоношенных и маловесных детей в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными Всемирной ор­ганизацией здравоохранения; дальнейшее оснащение учреждений родовспоможения и детства высокотехнологичным оборудованием; развитие неонатальной хирургии и ней­ро­хирургии, совершенствование восстановительного лечения и реабилитации детей первого года жизни, развитие телемедицинских технологий, подготовка и переподготовка медицинского персонала.

По направлению «Вакцинопрофилактика» за два года реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в ЧР поставлено иммуно­биоло­ги­ческих препаратов на общую сумму 79,0 млн рублей. Охвачено дополнительной имму­низацией 100% подлежащих вакцинации (около 700 тыс. человек). В результате массовой вакцинации с 2005 г. заболеваемость острым вирусным гепатитом В населения республики снизилась в 1,8 и ниже среднего многолетнего уровня в 2,2 раза; в 2007 г. среди детей 0-14 лет случаи заболевания не зарегистрированы. Заболеваемость краснухой уменьшилась в 13,4, что также ниже среднего многолетнего уровня в 10,2 раза. Полностью ликвидированы случаи синдрома врожденной краснухи.

Опыт ежегодного двухэтапного скринингового обследования по основным классам заболеваний, осуществляемого в соответствии с Указом Президента ЧР от 17.02.1997 г. №13 «О проведении целевой диспансеризации населения Чувашской Рес­публики», был использован в организации дополнительной диспансеризации рабо­таю­ще­го населения. В ходе дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2006-2007 гг. обследовано 85,6 тыс. работников бюджетной сферы и 63,2 тыс. работающих во вредных и опасных условиях (около 17,0% всего трудоспособного населения республики), при этом более 50% — лица в возрасте 35-55 лет. Анализ данных обследований показал, что 10-15% из них практически здоровы, 12-17% имеют риск развития заболевания, около 60% нуждаются в дополнительном обследовании по заболеванию, 16,6% после обследования взяты на диспансерный учет (93,3% на ранней стадии).

По национальному проекту в сфере здравоохранения и целевых программ для своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП продолжилось оснащение базовых травматологических и нейрохирургических отделений (определенных на основе картирования федеральных и общереспубликанских трасс) современным лечебно-диагностическим оборудованием. Начата реализация проекта по созданию единой системы вызова оперативных служб «Система 112», которая должна в правовом и техническом поле обеспечить эффективное взаимодействие скорой медицинской помощи, МЧС, пожарной охраны, МВД, газовой службы, а также всех заинтересованных ведомств, вплоть до коммунальной службы. В службе «03» ЧР формировалась межведомственная база данных дорожно-транспортного травматизма; успешно эксплуатировалась автоматизированная система единой дежурной диспетчерской службы (ПАК АС ЕДДС) на основе стандарта «ТЕТРА», организованы 5 межтерриториальных диспетчерских пунктов, в которых принимались все вызовы от населения и оперативно управлялись бригадами «скорой медицинской помощи» с учетом наиболее удобного и кратчайшего пути доезда. Новое развитие высокие медицинские технологии получат с открытием Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, который станет основой кластера медицинских инноваций по созданию и распространению новейших медицинских технологий, что увеличит к 2010 г. объемы оказания высокотехнологичной травматолого-ортопедической медицинской помощи в 4 раза, повысит её доступность до 80%, полностью удовлетворит потребность населения ЧР и регионов ПФО в специа­лизирован­ной медицинской помощи, снизит инвалидизацию от заболеваний опорно-двигательного аппарата к 2010 г. более чем на 20%, тем самым сохранит трудовой потенциал, повысит качество жизни и вернет социальную активность населению ЧР и жителям 8 субъектов Российской Федерации. Потребность населения прикрепленных территорий в эндопротезировании крупных суставов составляет более 24 тыс. человек.

В целях сокращения потерь населения от сердечно-сосудистых заболеваний, являю­щихся основной причиной смерти, в Чувашии на базе Республиканского кардиологического диспансера создается центр сосудистой хирургии и нейрохирургии с межтерриториальными многопрофильными центрами, обеспечивающий потребность населения в высокотех­ноло­гич­ной кардиологической и кардиохирургической помощи. Для снижения потерь населения республики от онкологических заболеваний предусматривается внедрение современных методов профилактики, ранней диагностики опухолевых заболеваний, реабилитации и адап­тации больных с онкопатологией. Необходимо усилить контроль за содержанием в среде обитания канцерогенных для человека веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных и других факторов.

Экономическая эффективность от комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения, составляет около 3,0 млрд, в том числе от сохра­нения жизни населения трудоспособного возраста и снижения материальных затрат, связанных с профессиональной заболеваемостью, — 1,2 млрд рублей.

Дальнейшая реализация национального проекта «Здоровье», Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 г., программы демографического развития позволит улучшить качественные и количественные показатели демографической ситуации в республике, увеличить продолжительность жизни до 75 лет к 2025 г.; снизить естественную убыль населения не менее чем на 25,7%. Решение задачи стимулирования рождаемости и укрепления института семьи дает возможность увеличить коэффициент рождаемости не менее чем на 12,6%; снизить младенческую смертность на 23% и достичь показателей ведущих европейских стран. Численность жителей ЧР стабилизируется на уровне 1,286 млн и будут созданы условия для ее роста к 2025 г. до 1,295 млн человек.