Актуальное дополнение к классификации травматизма

УДК 616-001.3

© Коллектив авторов, 2010

Поступила 20.11.09 г.

В.В. ТРУБИН, С.А. КАРАУЛОВ, Х.А. ХЕДЕР

Актуальное дополнение к классификации травматизма

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,

Институт усовершенствования врачей, Чебоксары

Рассмотрена классификация травматизма. Авторы предлагают дополнить классификацию пунктами «умышленный» и «неумышленный», что даст возможность определить объем умышленного травматизма при любом виде травмы.

Here is traumatism classification and the suggested «intentional» and «unintentional» items will let to evaluate the rate of the intentional traumas in any type of ones.

Травмы являются одной из причин основных причин смерти людей в возрасте до 40 лет. На первом месте среди причин летальности — сердечно-сосудистые заболевания, на втором — злокачественные, на третьем — травма. Средний возраст умерших от сердечно-сосудистых заболеваний — 79 лет, от онкологических — 68,6, а умерших от травмы — 34,4 года [7].

Общие и локальные процессы, происходящие при любой травме, рассматриваются в рамках концепции травматической болезни. Целесообразность развития этой концепции долгое время отвергалась, поскольку доминировали представления об узколокальном характере травм [4]. Травматизм — это процесс возникновения данного вида заболевания, а травма, в свою очередь, его клиническое проявление. В рамках данной концепции, помимо эффективного лечения, профилактика является одной из основных задач.

Медицинские работники несут ответственность, главным образом, за лечение больных с повреждениями, организацию специализированной помощи пострадавшим, борьбу с неблагоприятными последствиями травматизма. Однако без их активного участия вопросы профилактики травматизма не могут быть успешно решены.

Травматическая болезнь, как и любое другое заболевание, характеризуется прежде всего с учетом следующих критериев: 1) причина; 2) морфологический субстрат; 3) основные патогенетические механизмы; 4) динамика; 5) степень тяжести; 6) клинические формы и проявления [4]. По каждому из этих пунктов нужна классификация, которая даст четкость в описании и последовательно облегчит достижение цели: профилактика и лечение.

В основе профилактики травматизма лежит изучение причин, обстоятельств и условий возникновения травм путем расследования каждого несчастного случая на месте происшествия. Поэтому в его классификации должна быть информация о причинах, обстоятельствах и условиях возникновения травм [3]. Адекватная классификация причин травматизма предусматривает основные направления ее предупреждения.

В.Ф. Трубников (1986) подразделяет травматизм на следующие группы: 1) производственный (промышленный и сельскохозяйственный); 2) непроизводственный (бытовой, уличный, транспортный, детский, спортивный); 3) умышленный; 4) военный. Травматизм умышленный изучает судебная медицина, травматизм военный — военно-полевая хирургия [5]. Однако, как показывает практика, умышленный травматизм бывает производственным и непроизводственным.

В 1990 году Н.М. Агарков [1] предложил официально утвердить умышленный непроизводственный травматизм как самостоятельный вид и включить его в соответствующие учетные формы, ввести в действующее законодательство положение об административной ответственности медицинских работников и пострадавших за преднамеренное искажение обстоятельства и места получения травм в процессе их регистрации, преследующих корыстную или преступную цель.

Из-за несовершенства и малой информативности существующей классификации в группе непроизводственного травматизма он выделяет 7 видов: бытовой, уличный, умышленный непроизводственный, спортивный, дорожно-транспортный, алкогольный непроизводственный и прочие.

По его мнению, бытовыми являются травмы, полученные в жилище (квартире, частном доме, общежитии и т. д.), на лестничном проходе, во дворе, на даче, земельном участке, в саду, гараже, в общественных местах и зонах отдыха (кинотеатре, лесу, парке и т.д.). Причем в отношении двора автор ограничивает радиус: для многоэтажных муниципальных домов условно до 20 метров от подъезда, частного сектора — территория всего участка, принадлежащего хозяину индивидуального дома. К бытовым относит также травмы, полученные в чужой квартире, к уличным — на улице в более 20 м от дома, при пешеходном движении во внерабочее время, а также по пути на работу и с работы, к умышленному непроизводственному — повреждения, причиненные умышленно посторонним лицом или самим пострадавшим в результате хулиганских действий, например, драк [1].

Во всех случаях травматизма человеческий фактор всегда присутствует (как жертва или как вектор), поэтому вопрос о том, что травма нанесена умышленно или нет, должен присутствовать при всех видах травматизма.

Учебники Ю.И. Бернадского и Т.Г. Робустовой [2, 6], используемые студентами — стоматологами, не имеют четкой информации о классификациях травматизма. Поэтому классификация травматизма, используемая стоматологами и челюстно-лицевыми хирургами в практической работе, не дает возможность разрабатывать нужный план его профилактики.

На каждый случай заболевания, в том числе и на травмы, в стационарах заполняется статистическая карта, на основании которой составляется «сводная ведомость учета впервые выявленных несчастных случаев, отравлений и травм». Достоверная и полная информация о травме — обязательное условие его эффективной профилактики. В статистической карте № 066/у (приложение № 6 к приказу Минздрава России от 20.02.02 № 60, форма № 066/у, утверждена приказом Минздрава России от 20.02.02 № 60) пункт 19 (травма), введена следующая классификация: производственная: промышленная — 1; транспортная — 2; в т.ч. автодорожная — 3; сельскохозяйственная — 4; прочие -5. Непроизводственная: бытовая — 6;уличная — 7; транспортная — 8; в т.ч. автодорожная — 9; школьная — 10;спортивная — 11;прочие — 12.

Отраженная в данном талоне информация о травматизме является основанием для статистического анализа. Насколько подробно описан травматизм в талоне, на столько точнее и эффективнее будут его прогноз и профилактика. Для выполнения данной задачи необходимо корректное заполнение талона врачами и использование единой адекватной классификации.

Исследуя повреждения латерального сегмента костей средней зоны лица (переломов скуловой кости и дуги), мы решили определить объем умышленного травматизма. Провели ретроспективный анализ статистических случаев стационарного лечения пациентов с переломами скуловой кости и дуги, прибывших в больницы г. Чебоксары (Республиканская клиническая больница, Городская больница скорой медицинской помощи и Городская детская больница № 3), с 2001 по 2007 г. — 547 человек (первая группа).

Анализ данных показал полное отсутствие указаний на умышленный травматизм, как причину перелома. Исходя из этого мы наблюдали за всеми поступившими в стационары с данными переломами в 2008 году, с заполнением специального бланка, в котором вопрос об умышленном травматизме стоял отдельно. Данные пациенты (138 человек) составили вторую группу исследования.

На основании ретроспективного анализа данных из карт поступивших в отделения ЧЛХ и ЛОР в РКБ, БСМП и ГДБ №3, в 2001-2008 гг. выяснено, что переломы латерального сегмента средней зоны лица были у 685 пострадавших. Данный вид переломов занимал третье место среди переломов лицевого черепа. На первое место вышли переломы костей носа, на второе — переломы нижней челюсти. Анализ данных пациентов первой группы показал, что за 7 лет не было зарегистрировано ни одного случая умышленного травматизма. По нашему мнению, это не соответствует действительности. Причиной данной ошибки является тот факт, что в известной врачам классификации отсутствует пункт «умышленный травматизм». Наши данные показали, что среди пациентов второй группы умышленный травматизм составил 68,84% (95 из 138 случаев).

Среди пациентов с умышленным травматизмом было 74,73% мужчин (71), проживающие в городах — 77,89% (74), в возрасте 21-40 лет- 56,84 (54), работающие — 46,31 (44), злоупотребляющие алкоголем -34,73% (33), травмы нанесены родственниками в 32,63% случаев(31); знакомыми — в 37,89% (36) и посторонними — в 29,47% (28).

Женщины в большинстве случаев получали умышленные травмы от родственников — 58,3% (14 из 31 случая), от знакомых и посторонних — по 20,83% (5) соответственно.

Выводы

  1. Несмотря на то, что в литературе не указан объем умышленного травматизма и причина травматизма, он присутствует при всех известных нам видах травматизма.

  2. Статистический талон, который используется в качестве источника данных о травматизме, малоинформативен, особенно в отношении умышленного вида.

  3. Меры профилактики не могут быть эффективными без четкого определения объема и характера умышленного травматизма.

  4. В группе риска мужчины в возрасте 21-40 лет, особенно злоупотребляющие алкоголем.

Мы рекомендуем изменить классификацию в учебниках и в статталонах с добавлением пункта «умышленный и неумышленный травматизм» при всех видах травм, для чего предлагаем дополнить существующую классификацию пунктами «умышленный» и «неумышленный». Это даст возможность определить объем умышленного травматизма при любом виде травмы. Данное нововведение позволит более четко определить группы риска и разрабатывать эффективные планы борьбы с травматизмом с учетом умышленного, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективной профилактике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агарков Н.М., Монахов Б.С.Реалии бытового травматизма // Ортопедия, травматология и протезирование. 1990. №12. С. 65-68.

  2. Бернадский Ю.И.Травматология и восстановительная хирургия черепно-челюстно-лицевой области. 3-е изд., прераб. и доп. М.: Мед. лит., 1999. 456 с.

  3. Краснов А.Ф., Аршин В.М., Аршин В.В.Травматология. Справочник. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 608 с.

  4. Травматология и ортопедия: Руководство для врачей: В 3 т. / Под ред. Ю. Г. Шапошникова. М.: Медицина, 1997. Т. 1. 656 с.

  5. Трубников В.Ф.Травматология и ортопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Киев.: Вища шк. 1986. 591 с.

  6. Хирургическая стоматология: Учеб./ Под ред.Т.Г.Робустовой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2003. 504 с.

  7. Osterп Н., Prodst J. Unfallchirurgie in Deutscbland Bilanz und Persperniven // Springer. 1997. P. 642.