БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА АКУПУНКТУРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

ДИСКУССИИ


УДК 004.9. + 615.814.1

© В.А. Козлов, И.А. Козлова, 2010

Поступила 29.03.10 г.

В. А. КОЗЛОВ, И. А. КОЗЛОВА

БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

КАК ОСНОВА АКУПУНКТУРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

(ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Республиканский центр восстановительной медицины и рефлексотерапии, Чебоксары

В статье обсуждены вопросы информационной взаимосвязи ЦНС и периферии в формировании патологического процесса. Предложен подход к трактовке механизма реализации акупунктурного воздействия на основе теории информатики. Даны рекомендации по экспериментальным исследованиям механизмов реализации эффекта акупунктуры.

In article questions have been discussed information interrelation CNS and periphery in formation of pathological process. The approach has been offered to realization mechanism treatment of acupuncture influences on the basis of the theory of computer science. Recommendations have been given about new ways of experimental researches in the field of studying acupuncture effect realization mechanisms.

В парамедицине сформировано представление о биоинформации как внечувственной передаче энергии и информации без участия известных специализированных анатомических систем, в первую очередь, нервной. Согласно имеющимся воззрениям, эти процессы происходят с помощью специального биополя, являющегося самостоятельной физической сущностью, свойственной только живым системам, и не являющегося совокупностью известных аппаратно-регистрируемых физических полей, порождаемых жизнедеятельностью. К таковым полям, например, можно отнести существующие в магнитном поле Земли:

ü вихревое магнитное поле, порождаемое током крови, гемоглобин эритроцитов которой благодаря ионам железа в его составе является парамагнетиком;

ü электродинамическое поле, порождаемое взаимодействием движущихся относительно друг друга эритроцитов, имеющих отрицательный заряд, так называемый x‑потенциал [7-9];

ü электромагнитное поле, порождаемое перемещением крови в миокарде и пейсмеккерными клетками миокарда;

ü СВЧ поле в мегагерцовом диапазоне, порождаемое окислительными процессами в клетках [1, 3, 14];

ü совокупное электромагнитное поле нейронов, скелетных мышц и т.п.

Эти воззрения, являющиеся отголоском бихевиоризма, не предлагают реальных методов изучения биоинформационных процессов и стали тормозом на пути изучения реальных информационных явлений в живых системах.

В живых организмах постоянно осуществляются передача и обработка разнородной информации, порождаемые как группами различных рецепторов, так и непосредственно клетками возбудимых и невозбудимых тканей (рисунок). Более того, соединительнотканные структуры также являются субстратом передачи и прямым поставщиком информации, о чем свидетельствует, например, обнаружение длительно существующих протяженных участков облегченного проведения электрических сигналов[1], никак не связанных с нервной системой, что позволяет тренированным людям совершать движения со скоростями, не поддерживаемыми нервными путями [16].

Из этого следует, что в изучении информационных процессов в живых организмах вполне допустимо применение методов классической информатики. Напоминаем, что информатика (нем. Informatik, или франц. Informatique, англ. аналог — computer science (компьютерная наука) — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях, аналогом которых в живых организмах являются нейронные сети и, возможно, локальные сети, формирующиеся на уровне гистиона, например, в результате физико-химического взаимодействия гликокаликсов клеток [4, 5]. Поскольку информатика рассматривает информацию как совокупность концептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире, то ее исследовательский аппарат вполне применим к живым системам. Следовательно, существует вполне реальный субстрат изучения уже разработанными и апробированными методами информатики.

Вовлечение нервной системы практически в любой патологический процесс обусловлено повреждением элементарной функциональной единицы органа — гистиона, представляющего собой тканевую систему, образованную специфическими клетками, обеспечивающими выполнение специфической функции, микроциркуляторными сосудами, соединительной тканью и нервными окончаниями [12]. Нейроны являются функциональной системой, способной к формированию множественных межнейронных связей. В то же время явно существует морфологическая специализация нейронов, работающих с концептуально однородной информацией. Сформированная нейронами динамическая сеть связей является основой памяти, а процесс воспоминания заключается в восстановлении нейронной сети, сформированной событием [11]. Это хорошо согласуется с теорией П. К. Анохина (1974) о постоянном формировании в организме внешними и внутренними событиями функциональных систем органов и отдельных клеточных групп [2]. Конечной биологической целью создания функциональных систем является поддержание постоянства гомеостаза с помощью динамического изменения физиологической и биохимической активности органов и систем органов, что и обеспечивает неизменность внутренней среды организма в целом. Но этот безусловно необходимый и высокоэффективный процесс при некоторых условиях приводит к формированию патологии. В том случае, если нарушенный метаболизм участка ткани или органа в целом будет необходим для поддержания гомеостаза, это приведет к формированию стойкого патологического очага, существование которого будет поддерживаться соответствующей нейронной сетью и, возможно, экстранейрональными тканевыми информационно-регуляторными процессами [6]. В любом случае этот очаг будет не локальным процессом, как это традиционно представляется, а энергоинформационной функциональной системой, образованной совокупностью всех участников информационного процесса. В целом это явление можно считать следом памяти о необходимости поддержания патологического процесса, сформированного когда-то краткосрочно необходимой функциональной потребностью, которая давно себя исчерпала, но оставила стойкую функциональную систему, необходимость в которой уже исчезла. Акупунктурное воздействие, вызывающее как острое повреждение, так и локальный воспалительный процесс, разрушает существовавшую информационную функциональную систему, образованную нейронной сетью и экстранейрональными регуляторными взаимодействиями и формирует новый след памяти, уже не поддерживающий патологический процесс, либо восстанавливает ранее существовавшие физиологические отношения. Возможно, что и при любых других методах терапии (различные варианты физиотерапии, бальнеотерапия, аллопатия, хирургические вмешательства) конечным итогом является формирование новой устойчивой функциональной системы в виде следа памяти лечения, реализованного одновременно на всех регуляторных уровнях (рисунок).

БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА АКУПУНКТУРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

Биоинформационные потоки данных в живых организмах

В доказательство верности такого предположения можно привести сведения о том, что акупунктурная игла вызывает механическое повреждающее воздействие в области введения, что запускает комплекс микрососудистых, биохимических и регуляторных изменений с высвобождением массы физиологически активных веществ и ферментов. Повторение такого воздействия неизбежно как сформирует новые нейронные сети, так и изменит характер физико − механического взаимодействия гликокаликсов периферических клеток в области укола. Следовательно, разрушит старые связи нейронов и периферических клеток и сформирует новые, разрушив тем самым структуры памяти, поддерживавшие патологический процесс. Очевидно, что закрепление эффекта в виде формирования нового стойкого следа памяти зависит от интенсивности воздействия и числа повторов.

Поскольку для адекватного ответа нейронов достаточным условием является не столько раздражение само по себе, сколько слабое раздражение, имеющее специфическую для данного нейрона частоту, то и акупунктурное воздействие должно осуществляться на каких-то специфических частотах. Это легко реализуемо при электропунктурном воздействии, но, на первый взгляд, неосуществимо при воздействии иглой, поскольку считается, что синаптический процесс осуществляется за промежуток времени, измеряемый микросекундами. Это мнение не является истинным. Давно постулировано существование «быстрой нервной системы» — парасимпатической и «медленной» — адренергической, где клеточные ответы нейронов фазны и сильно протяженны во времени, от минут до часов и даже суток [13, 15]. Вероятно, это обстоятельство и является причиной эффективности периодического вращения иглой с частотами, подобранными эмпирически, с пиком воздействия, приходящимся на экстремумы нейронального и/или экстранейронального ответа. Это предположение подтверждается обнаруженным С. С. Мусящиковой и соавт. (1973) явлением гашения биоэлектрической реакции на одновременно поступающие потоки информации от висцеральных и кожно-мышечных афферентов [10].

Предлагаемый нами подход к осмыслению эффектов акупунктурного воздействия открывает новые пути исследования. Например, возможен целенаправленный поиск:

ü эффективных электропунктурных частот с учетом скважности, амплитуды и формы сигнала;

ü морфологических эквивалентов патологических процессов на уровне как отдельных нейронов, так и архитектоники нейронных сетей;

ü морфологических эквивалентов акупунктурного воздействия на тех же объектах;

ü электроэнцефалографических эквивалентов акупунктурного воздействия;

ü ультраструктурных тканевых, клеточных, субклеточных и геномных уровней организации.

При обработке этих данных, безусловно, может быть применен понятийный и методологический аппарат информатики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азин А.Л., Шебашева Е.В. Материалы Второй международной науч. шк. «Наука и инновации — 2007» ISS «SI-2007», Йошкар-Ола: МарГУ, С. 77-82.

2. Анохин П.К.Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1974.

3. Белов P.К., Калиниченко В.Н., Кислякова А.Г.Метод. вопросы определения темпов биообъектов радиофиз. мет. // Сб. тр. Всесоюз. конф. М., 1984. С. 25-28.

4. Гапеев А.Б., Чемерис Н.К.Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине // II Международный конгресс. СПб., 2000. С. 12-16.

5. Гапеев А.Б., Чемерис Н.К. Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине // II Международный. конгресс, СПб., 2000. С. 8-12.

6. Козлов В. А.Экстранейрональные трансмиттерные системы в норме и эксперименте

М., 2006.

7. Матюшичев В.Б., Шамратова В.Г.// Вестн. СПб. ун-та. 2008. № 3(3). С. 158-163.

8. Матюшичев В. Б.// Эволюц. биохимии и физиологии. 2000. № 36(3). С. 273-275.

9. Матюшичев В.Б., Шамратова В. Г.// Цитология. 2003. № 45(11). С. 1119-1123.

10.Мусящикова С.С., Черниговский В.Н.Кортикальное и субкортикальное представительство висцеральных систем. Л.: Наука, 1973.

11.Судаков К.В.// Журн. неврол. и психиатрии. 2000. № 10. С. 17-19.

12.Чернух А.М.Воспаление // Очерки патологии и экспериментальной терапии.

М.: Медицина, 1979.

13.Экклс Дж.Физиология нервных клеток // Пер. с англ. И.А. Кедер-Степановой и

Е.В. Максимовой; под ред. и с предисл. С.М. Свердлова. М.: Иностр. лит., 1959.

14.Carr K. L.IEEE transaction on microwave theory and techniques. 1989. № 37(12), Р. 1862-1869.

15.Eccles J. C.// J. Neurosci. 1990. № 10(12). Р. 3769-3781.

16.Oschman J.Energy Medicine in Therapeutics and Human Performance, Butterworth Heinemann, An Imprint of Elsevier Ltd. 2003.


[1] Пути облегченного проведения  вполне реальные физические объекты аномально низкого электрического сопротивления, создаваемые неоднородностью гистологического строения тканей, по которым в полном соответствии с законами Кирхгофа проводятся электрические токи, в том числе слабые, но достаточные для запуска отдаленного ответа клеток-мишеней. Эти токи не поглощаются тканями вследствие их высокого сопротивления, именно по причине наличия участков низкого сопротивления. Вероятно, они формируются в том случае, когда к органам предъявляется постоянное требование быстрого ответа в полном соответствии с теорией функциональных систем П. К. Анохина (1974). Такие пути участвуют, например, в формировании аритмий по механизму re-entry.