БОЛОНСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. КАК ИХ РЕАЛИЗОВАТЬ?

ДИСКУССИЯ

УДК 378.661

Л.В. Стекольщиков, 2009

Поступила 02.09.2009 г.

Л.В. СТЕКОЛЬЩИКОВ

БОЛОНСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. КАК ИХ РЕАЛИЗОВАТЬ?

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

Рассмотрены особенности реализации в России Болонских принципов в системе высшего медицинского образования. Отмечено, что реформирование высшего медицинского образования в стране имеет свою специфику, поскольку существующая система обладает рядом отличий от европейских стандартов высшего образования. Вместе с тем не нужно слепо копировать европейскую систему, мы должны сохранять традиции российского высшего образования.

The following is discussed: the peculiarities of Bologna principles realization in higher medical education. It is stipulated that reforming medical education in the country is rather specific due to the difference between the existing system and the European standards of higher education. It’s necessary to keep the traditions of the Russian higher education.

Высшее образование в нашем социально ориентированном государстве выполняет три функции: социальную (обеспечение конституционного права граждан на образование, удовлетворение потребности в образовании), экономическую (обеспечение потребностей отраслей экономики в квалифицированных и компетентных специалистах) и право граждан на труд, поскольку каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции).

Все возрастающая роль высшего образования в социально-экономической жизни современного общества, внедрение информационных технологий, трудовая миграция специалистов побудили министров образования европейских государств (29 стран) подписать в июне 1999 г. Болонскую декларацию по интеграции европейского высшего образования. Однако сближение европейского высшего образования началось еще в 1953 г., когда странами, входящими в Совет Европы, была подписана Европейская конвенция об эквивалентности дипломов. Современное реформирование высшего медицинского образования началось в 1988 г. принятием Эдинбургской декларации и «Всеобщей хартии университетов» в Болоне (Италия), впоследствии названной Болонским процессом. Дальнейшая интеграция высшего образования в Европе произошла в Болоне в июне 1999 г., когда была подписана Болонская декларация в целях создания единых стандартов высшего образования. Россия к Болонскому процессу присоединилась в сентябре 2003 г., подписав Берлинское коммюнике. В XXI веке высшее образование во всех экономически развитых странах находится в стадии глубоких и интенсивных реформ [9, 10].

Основополагающие принципы Болонской декларации предполагают [10]:

— автономию и ответственность университетов;

— переход на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавр, магистр);

— введение системы кредитов как средства студенческой мобильности;

— принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических степеней;

— обеспечение высокого уровня качества образования на основе сопоставимых критериев и методик и внедрение системы непрерывного образования;

-совместимость приобретенных студентами в вузах знаний, умений и навыков с современным рынком труда.

Специалисты и эксперты в области высшего образования отмечают, что, присоединяясь к Болонскому процессу, Россия не должна в точности копировать Болонскую систему образования, должна сохранить сильные многовековые традиции российского высшего образования [9, 10].

Автономия и ответственность медицинских вузов проявляются в проведении своей стратегии, выборе приоритетов в обучении, установлении своих критериев при приеме студентов. Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию России разрешает варьировать учебные планы в пределах 15-20% с учетом регионального компонента. При этом стандарт обучения студентов не должен отличаться от европейской системы.

Переход к подготовке в вузах бакалавров и магистров в России планировался на 2009 г. [10]. Как готовить в медицинских вузах бакалавров с 3-4-летним образованием? Как сопоставить уровень подготовки бакалавра и выпускников медицинских колледжей, где срок обучения также 3-4 года? Здесь больше вопросов, чем ответов. К тому же, по оценке отечественных и иностранных специалистов, выпускники медицинских институтов имеют уровень квалификации не ниже магистра. Если это так, то к чему вводить бакалавриат в высшем медицинском образовании? Федеральная целевая программа развития образования в качестве ожидаемого конечного результата предполагает увеличить к 2010 году долю учебных заведений с двухуровневой структурой высшего образования до 70% [10]. В оставшие 30% должны, видимо, войти и медицинские вузы.

Совершенно новым в высшем российском медицинском образовании является переход к Европейской кредитно-трансфертной системе, когда каждый студент лично участвует в формировании своего индивидуального плана обучения. По этой системе все дисциплины делятся на три группы: 1) изучаемые обязательно и строго последовательно во времени;

2) изучаемые обязательно, но не последовательно во времени; 3) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору. Кредит — это 1 зачетная единица, условно принимаемая равной 36 часам. Сюда входят аудиторная и самостоятельная работа студента, подготовка к занятиям и итоговому контролю, подготовка и выступление студента на конференции и т.д., то есть кредиты — это показатели компетенции, а не только объема учебных часов [6, 9]. Студент каждый учебный год может выбрать столько кредитов, сколько он считает нужным, исходя из оценки своих способностей. Такая система предполагает индивидуальный подход к обучению, позволяет сократить срок обучения и увеличивает мобильность студентов. Значит, кредиты должны быть едины в медицинских вузах страны и сопоставимы с европейскими. Кто и когда разработает и представит нам эти кредиты? Должны ли кафедры вузов самостоятельно разрабатывать эти кредиты и по какой методике? Каковы европейские стандарты и где их взять? Поскольку в России не существовало кредитной системы, то необходимо проделать большой объем работы по разработке кредитов по всем дисциплинам, а это, с учетом инертности системы высшего образования, потребует много времени.

Введение системы сопоставимых академических степеней в России и Европе наталкивается на различие в присвоении этих степеней. В отечественной системе научных квалификаций две ученые степени — кандидат и доктор наук. В Европе только одна степень — doctor Ph. В отечественной науке предлагается сохранить существующее положение. Для международной сопоставимости ученых степеней предлагается присвоение кандидатам наук степени doctor Ph [6,10].

Обеспечение высокого уровня качества образования зависит от многих факторов: от качества довузовской подготовки в средних школах, квалификации преподавателей, материально-технического обеспечения вузов и других компонентов. Крайне важно поднять планку уровня знаний для абитуриентов, желающих получить высшее медицинское образование. Если мы интегрируемся в системы высшего образования европейских стран, то от них нам необходимо перенять все лучшее, что у них существует. Например, в Великобритании в высшие медицинские учебные заведения принимают по программе аттестата зрелости (General certificate of education) с обязательными высшими оценками по физике, химии, биологии и (или) математике. Абитуриент, знающий и понимающий математику, медицину осилит, а врачу, как и математику, необходимо уметь анализировать и логично мыслить для правильной диагностики и лечения. В настоящее время, в силу коммерциализации высшего образования, любой троечник может стать студентом медицинского института. Порочную цепочку «слабый абитуриент — слабый студент — слабый врач» необходимо прервать в самом начале.

Законом РФ «Об образовании» первоначально разрешался прием на платной основе в государственных вузах до 25% студентов. В 2004 г. Государственной Думой РФ эти ограничения были сняты. В настоящее время до 50% студентов обучаются на платной основе [1]. Безусловно, вузы должны зарабатывать средства, но кто захочет лечиться у некомпетентного врача? Стоит ли в погоне за финансами забывать о квалификации специалистов? Для успешной учебы в средней школе необходимы умение и желание учиться, а троечник за 11 лет в школе показал, что этих качеств у него нет. Эти же качества необходимы для последующего непрерывного медицинского образования, чтобы стать квалифицированным врачом. Врач должен уметь обеспечить высококачественную персонализированную медицинскую помощь [4].

Большую роль в качественном обучении студентов играет квалификация преподавательского состава высшей школы. В современных социально-экономических условиях, в которых живет страна, большое значение в привлекательности профессии имеет уровень оплаты труда. Несмотря на неоднократное повышение за последние годы заработной платы бюджетникам, она в вузах остается низкой. Повышения зарплаты, в связи с переходом в бюджетной сфере с 1 декабря 2008 г. на новую систему оплаты труда (НСОТ), у преподавательского состава многих вузов не произошло. Стимулирующая часть оплаты труда практически не выплачивается, критерии, по которым она должна выплачиваться, расплывчаты, а они должны быть конкретными и, что очень важно, измеримыми (игроки должны знать правила игры). В сложившихся условиях медицинская сестра в практическом здравоохранении получает больше, чем ассистент кафедры, а участковый терапевт — больше доцента. При таком положении дел молодых специалистов мало привлекает работа на кафедре, нарушается смена поколений профессорско-преподавательского состава, большинство профессоров пенсионного возраста.

В целях повышения качества обучения студентов необходимо использовать новые методические подходы к оценке педагогической деятельности преподавателей [8]. Медицинскому вузу для качественного и практического обучения студентов нужна клиническая база. Согласно «Положению о клинической базе» клиническая кафедра может использовать до 15% коечного фонда больницы для учебного процесса, однако положение не выполняется не только в регионах, но и в Москве [7], так как цели и задачи практического здравоохранения часто не совпадают со стандартами обучения студентов.

В настоящее время удвоение объема научной информации в разных дисциплинах происходит за 5-7 лет, а в области биологии, генетики, морфологии — за 2-3 года [7]. С учетом этого все преподаватели вузов должны непрерывно обучаться. Бюджетная система повышения квалификации, которая существовала в годы советской власти, практически не действует. В повышении квалификации в условиях ограниченных бюджетных средств большое значение имеют дистанционное обучение и самообразование. К сожалению, самообразование преподавателей не стимулируется, не систематизировано и тем более не контролируется.

В целях совместимости приобретенных студентами в вузах знаний, умений и навыков с современным рынком труда необходимо развивать договорные отношения между медицинским учреждением, муниципальными органами власти, заинтересованными в молодых специалистах, и со студентами и абитуриентами. В результате студент в годы учебы получит от будущего работодателя социальную поддержку (оплату части обучения при платной форме или дополнительную стипендию), а после окончания вуза обязуется ее отработать. Это позволит субъектам Федерации ликвидировать нехватку в первичном звене здравоохранения врачебных кадров, особенно в сельской местности, которая в целом по России составляет более 40 тыс. врачей [3]. Обеспеченность врачами на селе в 3,4 раза ниже, чем в городе [11], несмотря на то, что с 1996 г. выпуск специалистов с высшим медицинским образованием увеличен в 2,5 раза [7].

Необходимость внедрения договорных отношений диктуется и тем, что асимметрия показателей обеспеченности врачебными кадрами в субъектах РФ существенная. Так, в 2005 г. в Санкт-Петербурге количество врачей на 10 000 населения составляло 71,1, в Москве — 65,0, Чукотском АО — 80,5, Астраханской области — 60,0, а в Ленинградской области только 25,8, Тульской и Псковской — 29,1, Курганской области — 23,8, при среднем уровне по стране — 42,7 [5].

В настоящее время успешный и компетентный врач (хирург, терапевт и др.) при своем профессиональном росте становится заведующим отделением, а впоследствии его часто назначают главным врачом или на более высокую должность в органах управления здравоохранением региона. В результате теряется высококвалифицированный клиницист и получается посредственный руководитель, так как от управленца требуются знания управленческих дисциплин (менеджмент, психология, маркетинг, экономика и финансирование здравоохранения), а не знания, умения и опыт клинициста [13]. Отсутствие опыта, знаний и подготовки руководителей здравоохранения порождает дополнительные проблемы.

Российскому высшему медицинскому образованию 250 лет [12]. За столь длительный срок оно доказало, что студенты получают хорошие профессиональные знания, а профессорско-преподавательский состав имеет высокую квалификацию. Эмигранты-медики первой волны, в том числе преподаватели медицинских факультетов российских университетов, после октябрьского переворота 1917 года в ряде европейских столиц и городов создали и возглавили кафедры (София, Белград, Загреб), работали в Праге, в Париже в Пастеровском институте. Выпускник Военно-медицинской академии профессор В.Г.Коренчевский долгие годы возглавлял английский Листеровский институт, П.Н. Грабар преподавал в Страсбургском университете, они натурализовались и работали в Германии, Польше, США, Канаде и других странах [2].

В новых социально-экономических условиях, сохраняя все лучшее, необходимо вносить корректировки как в процесс приема и обучения студентов, так и в поднятие социального статуса профессорско-преподавательского состава, следуя Болонской декларации. Для успешной реализации Болонских принципов медицинские вузы должны быть адаптированы к рыночным условиям путем принятия нормативно-правовых актов на государственном уровне, совершенствования финансово-экономических отношений в части выделения бюджетных средств на оплату труда, психологической адаптации профессорско-преподавательского состава к работе в условиях рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляева Т.Б. Обеспечение доступности качественного профессионального образования // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 10. С. 34-40.

  2. Блиев Ю., Гречишникова В. На том берегу // Медицинская газета. 1992. 7 февр. С.10.

  3. Будущий врач: отучился — отработай // Аргументы и факты. 2009. 25 февр. — 3 мар. С. 13.

  4. Вартанян Ф.Е., Рожецкая С.В. Современные подходы в подготовке медицинских кадров // Здравоохранение. 2007. № 8. С. 165-168.

  5. Вялкова Г.М. Состояние обеспеченности врачебными кадрами населения Российской Федерации в период 2000 — 2005 годов // Экономика здравоохранения. 2006. № 10. С. 11-12.

  6. Денисов И.Н. Болонский процесс: структурные изменения в медицинском образовании России // Экономика здравоохранения. 2004. № 9. С. 5-8.

  7. Денисов И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров // Экономика здравоохранения. 2007. № 11.С. 12-17.

  8. Ерлыкина Е.И., Семенова Т.С. Пути совершенствования педагогической деятельности // Нижегород. мед. журн. 2008. № 2. Вып. 1. С. 122-125.

  9. Кучеренко В.З., Манерова О.А. Болонские принципы образования и преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Точка пересечения // Экономика здравоохранения. 2005. № 9. С. 5-11.

  10. Ломанов П.Н. Совершенствование подготовки специалистов на основе Болонских принципов // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 10. С.41-51.

  11. Михайлова Л.А. Ресурсы здравоохранения и отдельные показатели деятельности учреждений здравоохранения Российской Федерации в 2002 году // Главная медицинская сестра. 2003. № 10.

    С. 31-33.

  12. Пальцев М.А. и др. Научно-исторический очерк о становлении Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, ее развитии, сегодняшнем дне и перспективах инновационной деятельности. М.: СитиПресс, 2008. С. 16-21.

  13. Резолюция Всероссийской конференции заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения образовательных учреждений высшего медицинского образования «Актуальные проблемы здоровья населения и развития регионального здравоохранения», посвященной 145-летию образования общества врачей Восточной Сибири // Экономика здравоохранения. 2008. № 9. С. 54-58.