СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОНЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ

УДК 616-053.5/.6-003.96-008.6]-07:370

© А.Ю.Сердюков, Ю.В.Черненков, 2010

Поступила 28.10.09 г.

А.Ю. СЕРДЮКОВ, Ю.В. ЧЕРНЕНКОВ

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОНЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

В статье отражены современные проблемы состояния здоровья подростков. Подростковый возраст — один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и преимущественным завершением процесса развития организма. Описана частота встречаемости вредных привычек по разным данным в разных регионах страны.

In the paper modern problems of teenagers health state are reflected. Teenage age is one of critical stages in the human life, characterised by formation in the psychological and social plan and primary end of development of an organism. Frequency of occurrence of bad habits under the different data in different regions of the country is described.

Проблема здоровья детей, особенно школьного возраста, является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и в психологии, педагогики, других социальных наук. Значимость проблемы здоровья подростков обус ловлена, прежде всего, особой важностью этого возрастного перио да для всей последующей жизни человека, а также наличием негативных тенденций в состоянии здоровья детской и подро стковой популяции.

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране представляет собой серьезную государственную про блему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономиче ское и социальное благополучие общества. Устойчивый характер приобрели негативные сдвиги, в первую очередь, в состоянии здоровья детей и подростков. На фоне изменившейся социально-эконо мической ситуации, ухудшения экологических условий и сни жения качества жизни наблюдаются негативные изменения в состоянии здоровья населения, в том числе детского и в наибольшей степени касающиеся лиц подросткового возраста [1]. Так, по данным официальной статистики, за последние 5 лет общая заболеваемость детей до 15 лет увеличилась на 21,6, детей подросткового возраста — на 24,1%.

Выраженность негативных изменений в состоянии здоровья подростков, отмечаемых в последние годы, существенно отличается по разным данным. Так, увеличение общей патологической пораженности подростков за 10 лет составляет от 20 до 100% [6].

По данным А.А. Баранова, общий уровень хронической заболеваемости увеличил ся за 5 лет у детей до 14 лет на 22,1, в подростковом возрасте — на 24,3%. За этот период число детей с анемией возросло на 28,8, в подростковом возрасте — на 55,9%. С 1997 по 2001 г. общее число детей-инвалидов увеличи лось на 170 тыс. человек, среди них 58,5% составляют дети в возрасте 10-15 лет, из которых 23% имеют инвалидность в связи с хронической соматической патологией.

У подростков значительно чаще, чем в других возрастах, формируются функциональные расстройства, которые требу ют своевременного выявления и правильной оценки. При этом врач должен избежать как гипердиагностики органических заболеваний и необоснованного назначения неадекватного ме дикаментозного лечения и ограничения режима жизнедеятель ности, так и недооценки выявляемых нарушений и неприня тия соответствующих мер для их устранения [10].

В связи с особым социальным статусом подростков как тру дового и оборонного резерва страны на врачей ложится боль шая ответственность за подготовку их к выполнению этой роли. Врач должен принять меры по приходу здоровых людей во взрослую жизнь, от этого во многом зависит будущее государ ства. Кроме того, законодательными и нормативными докумен тами на врачей возложена функция выдачи экспертных зак лючений по вопросам выбора профессии, соответствующей со стоянию здоровья, и возможности службы в армии. Очевидно, что для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения необходимы научное обоснование и широкий комплекс мероприятий на всех уровнях госу дарственного устройства. Особую роль необходимо отвести укреплению здоровья подростков как непосредственного ближайшего резерва трудоспособной части общества, его интеллектуального, трудо вого, репродуктивного и оборонного потенциала.

В Российской Федерации насчитывается 18 млн детей подросткового возраста (10-17 лет включительно). Это состав ляет 53% всех детей в возрасте до 17 лет. Подростков в возрасте 15-17 лет — 4,9 млн человек (27,2%).

Подростковый возраст — один из критических этапов в жизни челове ка, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и преимущественным завершением процесса развития организма. В силу анатомо-физиологических особенностей, характерных для подрост кового периода, в этом возрасте организм становится наиболее уязвимым и незащищенным от воздействия различных факторов среды. Кроме того, реализация наследственной предрасположенности к патологиче ским отклонениям также чаще происходит в этом возрастном диапазоне.

Как отмечает ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе с переходной экономикой, глубокое их реформирование с лом кой сложившихся социальных стереотипов способствуют формированию чувства неуверенности, прежде всего в такой социальной группе, как подрост ки, способствуя росту заболеваемости и ухудшению состояния здоровья.

Среди социальных факторов, затрудняющих в первую очередь социально-психологическую адаптацию и влияющих на нервно-психическое и соматическое здоровье, педиатры и гигиенисты детства выделяют та кие, как неполная семья, уровень образования родителей, психологичес кий микроклимат семьи, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность, а также нерациональная орга низация и состав питания и др. [2].

Наиболее изучено влияние этих факторов на московских школьников. Более 30% учащихся воспитываются в неполных семь ях, в подавляющем большинстве случаев — без отца. Средняя числен ность семьи в Москве — 4 человека (3,9). Подавляющее большинство семей насчитывает 3-4 человека (67%). Семьи с численностью 5-8 че ловек составляют 28%. Половина московских девятиклассников — единственные дети (50%), 44% учащихся имеют одного брата или одну сестру. Только 6% имеют 2-3 братьев и/или сестер.

Жилищные условия у московских школьников в общем благополуч ные. В коммунальных квартирах проживают только около 4% учащих ся. Остальные живут в отдельных квартирах. Среднее количество комнат на семью составляет 2,65, 52% подростков имеют собственную комнату.

Распространенность внешкольных занятий свидетельствует о перегруженности учащихся различными видами деятельности, в том числе более 20% подростков перегружены значительно — до 30 ч в неделю. Оче видно, что организация внешкольных занятий протекает стихийно, ни кем не регулируется, что, учитывая особенности данного возраста, не может не иметь последствий для здоровья и функционального состояния организма.

Результаты постоянно проводившегося монито ринга состояния здоровья московских школьников свидетельствуют о его ухудшении. Если в начале 90-х годов к I группе здо ровья можно было отнести более 10% учащихся 9, 10- х классов, ко II груп пе здоровья — 35-38, к III — 52-55%, то в 2002 г. к I группе здоровья относились 3,1%, ко II — 31, к III — 65,5% учащихся.

Состояние здоровья юношей-девятиклассников в московских шко лах несколько хуже, чем девушек. Это можно объяснить тем, что мальчики данного возраста отстают от девочек по времени прохождения пубертата и находятся на его пике, тогда как девочки в основном миновали. Общая патологическая пораженность учащихся 9-х классов выросла на 26% за последнее десятилетие — с 2650 до 3345,1‰. В структуре общей патологической пораженности современных девятиклассников удельный вес функциональных отклонений составляет 68, хрони ческих болезней — 32%.

Заболеваемость юношей, по результатам осмотров, несколько выше, чем девушек. Врачам необходимо учитывать указанные половые различия в состоянии здоровья подростков 14-15 лет. В этот возрастной период юно ши требуют особенно пристального наблюдения, выявления функцио нальных расстройств и начальных стадий хронических заболеваний, кото рые при дальнейшем прогрессировании могут привести к ограничению пригодности к военной службе и профессиональной деятельности. В структуре функциональных отклонений учащихся 9, 10-х классов I ранго вое место занимают нарушения ССС — 735,0‰, II место — рас стройства костно-мышечной системы (505,9‰), III место — функциональные психические расстройства (333,3‰). Распро страненность функциональных нарушений органа зрения составляет 305,9‰ (IV место). На V месте находятся функциональные эндокринно-обменные на рушения (200‰). При этом дефицит массы тела составляет 152,9‰. Немало важное значение имеют и расстройства менструальной функции, их распро страненность существенно возросла в последнее время. Структура функциональных отклонений у учащихся 9-х классов имеет свои особенности. Распространенность функциональных расстройств органов зрения (в основном слабой миопии) и психичес кой сферы (астенических и астено-невротических реакций, расстройств сна неорганической этиологии и др.) самая высокая среди школьников всех возрастных групп. В структуре хронических заболеваний у учащихся 9-х классов I место занимают болезни костно-мышечной системы, их распространенность составляет 235,3‰. На II месте находятся болезни органов пищеварения, их частота 192,2‰. Далее следуют психические расстройства и расстройства поведения (175,5‰), болезни нерв ной системы (105,9‰), болезни ротоглотки и носоглотки (74,5‰), на VI месте — заболевания органов зрения (70,6‰). Особое внимание необходимо уделять функциональным расстройствам и хроническим заболеваниям ССС, их выявляют более чем у 70% девя тиклассников, причем чаще у мальчиков. У 15-летних подростков преобладают различные формы вегетососудистой дистонии (по кардиальному, гипо- и гипертоническому типу и др.). Среди старшеклас сников, имеющих синдром вегетативной дистонии, выявлен достоверно больший процент лиц с проявлениями вегетатив ной лабильности и низкой социальной адаптированности [7]

Проведенное ВОЗ в России исследование «Здоровье школьников и их поведение в сфере здоровья» показало, что среди 15- летних постоянно курят 20% мальчиков и 14% девочек. Российские мальчики начинают активно курить в 14 лет; у девочек этот процесс растянут от 13 до 16 лет. Отмечено увеличение числа курящих по сравнению с 1993-1994 гг. [4]. По данным Центра мониторинга вредных привычек, распространенность вредных привычек, в том числе курения, с 1991 по 1999 г. достоверно увеличилась среди городских школьников 15-17 лет. Частота курения увеличилась среди мальчиков на 10, среди девочек — на 7,5 %. Число курящих подростков колеблется в разных городах и выборках. Так, изучение образа жизни школьников Волгограда показывает, что регулярно курят 31,9% старшеклассников обоего пола. Обследование учащихся 15-17 лет г. Оренбурга выявило такой же процент курящих юношей и 7,2% курящих девушек [5]. Высокая распространенность курения характерна для городских и сельских подростков. В республике Саха (Якутия) курят 34,2% городских и 49,2 % сельских школьников — мальчиков возрасте 10-17 лет; среди девочек 26,4 и 34,2% соответственно.

Высокой является распространенность курения среди московских подростков. Причем образ жизни подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений, существенно отличается. Если среди учащихся 9-11-х классов г. Москвы курят до 30% опрошенных обоего пола, то среди 15-летних воспитанников детских домов и школ-интернатов — более половины. Среди подростков, обучающихся в профессиональных училищах, распространенность вредных привычек, в частности курения, часто превышает аналогичные данные старшеклассников, достигая 60-70% среди юношей и 40-50% среди девушек [9].

Данные мониторинга вредных привычек среди московских подростков с 1990 по 2006 г. (более 2 тыс. подростков) позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая — преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая — снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст — 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы. Так, Центром совместно с региональными группами мониторинга в 14 территориях Российской Федерации в 2001-2002 гг. было проведено широкомасштабное выборочное изучение распространенности потребления психоактивных веществ среди сельских старшеклассников России. Выборка составила 16743 учащихся 9-11 классов сельских школ, из них 7468 мальчиков и 9275 девочек.

Данное исследование показало, что распространенность употребления алкоголя среди сельских подростков 15-17 лет составила в среднем по России 71,8 на 100 обследованных мальчиков и 76,7 — на 100 девочек. В подавляющем большинстве территорий распространенность употребления алкоголя среди девочек статистически достоверно выше, чем среди мальчиков.

Распространенность курения среди сельских школьников 15-17 лет варьировала от 18,4 до 50,0 на 100 обследованных мальчиков (в среднем по Российской Федерации 35,0) и от 5,1 до 40,8 на 100 девочек (19,1).

Уровень наркотизации сельских подростков-школьников в среднем по России составил 8,4 на 100 обследованных мальчиков и 4,0 на 100 девочек. Данный показатель увеличивался с возрастом от 9 к 11 классу: среди мальчиков в среднем с 6,6 до 11,6, среди девочек — с 2,6 до 5,9. В среднем по России среди сельских школьников «группа риска», то есть лица, употребляющие наркотически действующие вещества на регулярной основе, составляет 2,0% среди мальчиков и 1,0% среди девочек [11].

Таким образом, продолжают выявляться негативные тенденции в состоянии здоровья подростков. Этому способствуют не только быстро происходящие перемены в морфофункциональном и психическом статусе, но и увеличение числа подростков, имеющих вредные привычки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути и решения // Рос. педиатр. журн. 1998. №1. С. 1-5.
  2. Баранов А.А. и др. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 с.
  3. Давыдов М. И. Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства: Материалы науч. сессии академий, имеющих государственный статус. М., 2007. С. 11-18.
  4. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Ин-т социол. РАН. 2002. 240 с.

  5. Журавлева М.С., Сетко Н.П. Распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. с международным участием (Москва, 15-17 мая 2006 г.). М., 2006. С. 53-54.

  6. Ильин А.Г. Состояние здоровья подростков: современные тенденции и проблемы // Врач. 2000. № 9. С. 4-6.
  7. Кучма В.Р. и др. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  8. Чичерин Л.П. Научное обоснование путей совер шенствования и развития амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 1999. 48 с.

  9. Шубочкина Е.И. и др. Образ жизни и его значение в формировании состояния здоровья подростков // Здо ровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХI веке: Материалы междунар. Конгресса. М., 2004. С.371-372.

  10. Щеплягина Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей //Рос. педиатр. журн. 2002. №2 . С. 19-23.
  11. О мониторинге вредных привычек среди несовершеннолетних: Письмо Минздрава РФ от 28.04.2004 N 2510/3268-04-25