ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2012 ГОД

УДК 614.2 (470.344)

© Самойлова А.В., Богданова Т.Г.,2012

Поступила 12.01.2012 г.

А.В. САМОЙЛОВА,

Т.Г. БОГДАНОВА

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2012 ГОД

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Чебоксары

Охрана здоровья населения Чувашской Республики является приоритетом государственной политики. На развитие медицинской службы Чувашии только в рамках нацпроекта «Здоровье» за 2006-2011 годы направлено 10,7 млрд рублей. Расходы на здравоохранение составляют 24% в общих бюджетных расходах республики. Только за последние пять лет они выросли в абсолютном выражении в 1,6 раза.

В 2011 году в дополнение к мероприятиям приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и республиканских целевых программ в области охраны и укрепления здоровья проводились мероприятия Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы, разработанной с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В развитии здравоохранения Чувашской Республики в 2011 году акцент был сделан на борьбу с заболеваниями, вносящими наибольший вклад в смертность и инвалидизацию населения: сердечно-сосудистые и онкологические заболевания; лечение травм и их последствий, а также развитие службы охраны материнства и детства. Особое внимание в республике уделялось мероприятиям по сокращению младенческой и материнской смертности, по улучшению общего и репродуктивного здоровья.

В 2011 году уровень младенческой смертности в республике снизился на 32,5% по сравнению с 2010 годом и сопоставим с показателями развитых европейских стран — 3,5 на 1000 детей (РФ — 7,3, ПФО — 6,3). По показателю младенческой смертности за 2011 год Чувашская Республика является лучшей среди регионов Российской Федерации.

Наряду с организационными и медицинскими технологиями, направленными на сохранение каждой потенциальной человеческой жизни, в республике реализуется последовательная государственная политика стимулирования рождаемости и социальной поддержки семей с детьми. По предварительным данным Чувашстата, в 2011 году родился 16131 ребенок, коэффициент рождаемости составил 12,9 на 1000 населения (РФ — 12,6, ПФО — 12,4).

В сельской местности рождаемость традиционно выше, чем в городе, соответственно 13,2 и 12,7 на 1000 населения. В 2011 году по сравнению с 2010 годом рост рождаемости отмечен в 15 районах и городах республики. Высокие показатели рождаемости (более 14,5 на 1000 населения) зарегистрированы в Аликовском, Шемуршинском, Мариинско-Посадском и Урмарском районах, низкие (менее 11,0‰) — в Порецком и Козловском районах, в городах Шумерля и Алатырь.

В целях создания дополнительных условий для развития и укрепления семьи, совершенствования системы социальной поддержки семей с детьми 11 ноября 2011 года издан Указ Президента Чувашской Республики «О республиканском материнском (семейном) капитале», предусматривающий дополнительную меру поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей. Размер республиканского материнского (семейного) капитала составляет 100 тыс. рублей.

Усилению социальной поддержки многодетных семей способствует Указ Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике», согласно которому многодетным семьям предоставляются земельные участки. C 1 апреля 2011 года в республике стартовал пилотный проект для малоимущих семей «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Проект рассчитан на 3 года и реализуется в городах Чебоксары и Канаш, Чебоксарском районе, в которых зарегистрирована наибольшая очередность в детские сады.

3 октября 2011 года издан Указ Президента Чувашской Республики, предусматривающий дополнительные меры по государственной поддержке молодых семей в решении жилищной проблемы — возмещение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами (займами), привлеченными молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, в размере 4 процентов годовых в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора. Реализация Указа Президента Чувашской Республики позволит в ближайшие три года решить жилищную проблему 6500 молодых семей, создав тем самым благоприятные и стабильные условия для жизни молодых граждан в Чувашской Республике.

Таким образом, существующая система государственной поддержки материнства и детства носит в целом адресный характер и направлена на улучшение материально-экономического положения семей с детьми.

В 2011 году благодаря реализации этапного оказания медицинской помощи при острой сосудистой патологии, новообразованиях, травмах согласно федеральным порядкам общий коэффициент смертности снизился на 6,9% по сравнению с прошлым годом и составил 13,5 на 1000 населения (РФ — 13,5, ПФО — 14,3).

В целом по итогам 2011 года снизились показатели смерти по 13 из 19 основных причин. Естественная убыль населения уменьшилась в 2,7 раза — с 1,6 на 1000 населения в 2010 году до 0,6 в 2011 году (РФ — 0,9, ПФО — 1,9).

При этом есть муниципалитеты, в которых по итогам 2011 года зарегистрировано превышение числа родившихся над числом умерших: города Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский район на 1579, 382 и 49 человек соответственно.

Смертность населения от болезней системы кровообращения — один из лучших показателей среди регионов ПФО — снизилась на 6,5%, по сравнению с прошлым годом, и составила 585,3 на 100 тыс. населения (РФ — 749,0, ПФО — 786,9).

В 2011 году, несмотря на снижение на 15,2% по сравнению с 2010 годом, числа погибших от несчастных случаев, травм и отравлений, уровень смертности превышает среднероссийские показатели и является одним из самых высоких среди регионов ПФО (200,2 на 100 тыс. населения, РФ — 131,5, ПФО — 147,0). В 2011 году по сравнению с 2010 годом коэффициенты смертности населения от внешних причин увеличились в Козловском, Аликовском, Красночетайском и Ядринском районах. Наибольший показатель смертности от внешних причин — в Аликовском, Красночетайском, Вурнарском, Красноармейском, Шумерлинском, Канашском, Цивильском и Ядринском районах. Наибольший удельный вес в структуре смертности от внешних причин занимают самоубийства (20,3%), отравления алкоголем (12,3%), транспортные травмы (11,4%).

Реализация принципов трассовой медицины и организация работы травмоцентров привели к снижению доли лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП) до прибытия службы скорой медицинской помощи, на 13,3%, летальности в травмоцентрах — на 1,4%. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 15,5%, (22,9 на 100 тыс. населения, РФ — 20,2, ПФО — 20,9), в том числе от ДТП — на 15,9% (18,0 на 100 тыс. населения, РФ — 13,1, ПФО — 14,6).

С 2010 года Чувашия участвует в реализации Национальной онкологической программы. Впервые за 2 последних десятилетия снизилась смертность населения от новообразований на 5,1% (ЧР — 155,7 на 100 тыс. населения, РФ — 202,6, ПФО — 192,6), в том числе от злокачественных — на 4,4% (ЧР — 154,1 на 100 тыс. населения, РФ — 200,6).

В результате внедрения скрининговых программ и правильной организации работы межрайонных диагностических центров увеличился показатель выявляемости онкологической патологии на медосмотрах с 6,5% в 2010 году до 10,1% в 2011 году.

Кроме того, результатом работы новой системы оказания онкологической помощи населению Чувашской Республики является снижение запущенности онкологических заболеваний с 23,1% в 2010 году до 19,9% в 2011 году. Доля больных, умерших в течение первого года после установления диагноза, уменьшилась с 36,4% в 2010 году до 20,9% в 2011 году. Удельный вес больных с I-II стадией опухолевого процесса увеличился с 43,3% в 2010 году до 48,4% в 2011 году, пятилетняя выживаемость больных при злокачественных новообразованиях возросла до 58,1%.

Вместе с тем рост смертности от онкопатологии в 2011 году зарегистрирован в Комсомольском, Красночетайском, Ядринском, Козловском, Мариинско-Посадском, Шумерлинском районах, в городах Шумерля, Алатырь и Канаш.

Затрачиваемые ежегодно на закупку медикаментов средства представляют собой достаточно крупный сегмент расходов отрасли — около 1 млрд 600 млн рублей. и занимают долю в общем объеме финансирования отрасли около 20%, в расчете на 1 жителя республики этот показатель составляет более 1200 рублей.

Учреждения здравоохранения республики наиболее востребованными и дорогостоящими лекарственными средствами в течение ряда лет обеспечиваются путем централизованных закупок. Только за счет централизованных закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для нужд лечебно-профилактических учреждений Чувашской Республики в 2011 году сэкономлено 70,0 млн рублей.

В 2011 году сохранены меры государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего инвалидов и лиц пожилого возраста. Ежегодно более 20 тысяч человек получают набор социальных услуг, за последние пять лет в республике доступность лекарственных средств в суммовом выражении увеличилась в 1,5 раза.

В рамках Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы капитальный ремонт запланирован в 25 учреждениях здравоохранения на общую сумму 812,7 млн рублей. В 2011 году капитальный ремонт завершен в 14 ЛПУ на 22 объектах. В 2012 году запланирован капитальный ремонт 25 объектов 19 ЛПУ. По состоянию на 24 февраля 2012 года завершен капитальный ремонт 23 объектов в 15 ЛПУ.

В целом на оснащение оборудованием 41 учреждения здравоохранения на 2011-2012 годы предусмотрено 1394,9 млн рублей. По состоянию на 24 февраля 2012 года заключено контрактов на поставку 884 единиц на сумму 664,7 млн рублей, поставлена 361 единица оборудования на сумму 382,7 млн рублей.

Всего в 2011 году на реализацию мероприятий Программы модернизации здравоохранения учреждениями здравоохранения использовано 1588,6 млн рублей (освоение — 70,9%), в том числе средства Федерального фонда ОМС — 757,1 млн рублей (освоение — 56,2%, в среднем по Российской Федерации — 53,2%).

В рамках Программы модернизации в республике выстроена современная модель оказания медицинской помощи. Определен маршрут пациента на всех этапах оказания медицинских услуг, уже на первом уровне контакта обеспечивается качественная медицинская помощь, максимально приближенная к месту жительства или работы человека, то есть фактически в шаговой доступности.

В республике функционируют 15 межмуниципальных центров специализированной медицинской помощи с обеспечением доставки пациентов в течение «золотого часа», 38 пунктов оказания неотложной медицинской помощи, 72 специализированные врачебные выездные бригады. Во взаимодействии с Центрами здоровья и другими лечебными учреждениями республики работают 3 Центра диетологии (на базе Республиканской клинической больницы, Эндокринологического диспансера, Городского клинического центра).

Для оказания медицинской помощи сельскому населению создана достаточная инфраструктура: функционирует 21 центральная районная больница, в составе которых 9 участковых больниц, 525 фельдшерско-акушерских пунктов (в том числе 23 фельдшерских пункта), 19 отделений скорой медицинской помощи.

Из 595 общеврачебных (семейных) практик (ОВОП), организованных в республике, 198 (33%) функционируют в сельской местности. С 2002 года в ОВОП реорганизовано 46 фельдшерско-акушерских пунктов, 33 участковые больницы. Охват населения обслуживанием врачами общей врачебной практики в сельской местности по состоянию на 31 декабря 2011 года составил 70% (в 2003 году — 13,1%). С открытием дополнительных офисов семейного врача в рамках программы модернизации (43 ОВОП, в том числе на селе — 18) завершится формирование региональной сети общеврачебных практик, охват населения обслуживанием по принципу «семейного врача» составит 82%. В 2011 году всего открыто 20 ОВОП, на селе дополнительно начали работу 8 ОВОП.

В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работают 1093 врача (22,4% от общей численности врачей Чувашской Республики), из которых 74,5% оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь, и 4356 специалистов среднего медицинского персонала. Общий коечный фонд сельских больниц составляет 23,5% коечного фонда республики (2471 койка).

Всего в рамках программы модернизации на развитие сельской медицины направлено 864,4 млн рублей (19,0% от общего объема финансирования), в том числе средства Федерального фонда ОМС — 612,7 млн рублей (22,5%), средства Территориального фонда ОМС ЧР — 237,7 млн рублей, средства местных бюджетов — 14,0 млн рублей.

В целях дальнейшего повышения доступности медицинской помощи сельскому населению в 2012 году в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, в которых не развернуты фельдшерско-акушерские пункты, будет организована работа 107 домовых хозяйств. Запланировано обучение жителей выбранных домовых хозяйств навыкам оказания первой помощи на базе КУ «Республиканский центр медицины катастроф» Минздравсоцразвития Чувашии.

Предусмотрено развитие специализированных видов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи на селе: открытие дополнительных 3 кабинетов врачей-кардиологов, дальнейшее функционирование 6 межтерриториальных диагностических центров, организация и оснащение 5 межтерриториальных кабинетов врачей-гастроэнтерологов, работа 72 выездных врачебных бригад. В рамках программы модернизации во всех центральных районных больницах будет обеспечена работа врачей-онкологов. Согласно Сетевому графику реализации мероприятий программы модернизации в 2011 году в сельской местности уже открыты 1 кабинет врача-кардиолога, 1 кабинет врача-онколога.

На реализацию мероприятий по модернизации медицинской помощи детям и родовспоможения в 2011 году направлено 389747, 42 тыс. рублей (24,1% от общего финансирования программы в 2011 году). Всего в программе модернизации на указанные цели предусмотрено 1318298, 40 тыс. рублей (29,0% от общего финансирования программы).

Ведется капитальный ремонт и оснащение современным оборудованием ведущих учреждений родовспоможения и детства. Для оказания медицинской и психологической помощи беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в республике открыто 6 центров кризисной беременности. Проводится диспансеризация 14-летних подростков (в 2011 году — выполнение 100%, 1-е ранговое место по РФ).

В 2012 году получит дальнейшее развитие неонатологическая служба, на базе Республиканской детской больницы будет организован хоспис для оказания паллиативной медицинской помощи инкурабельным детям.

В учреждения здравоохранения республики в 2011 году за счет средств федерального бюджета закуплено более 2400 единиц компьютерной техники. Оснащенность компьютерами в расчете на 100 работающих (физических лиц) в учреждениях здравоохранения республики достигла к концу 2011 года 21,5 (2010 год — 12,9).

Основным информационным ресурсом определена электронная медицинская карта, которая внедрена в 2011 году в 3 пилотных ЛПУ на 378 рабочих местах. Организована работа Медицинского портала «Здоровая Чувашия», ежедневно услугами которого пользуются от 1,5 до 2 тысяч пользователей.

В 2011 году обеспечен стопроцентный охват амбулаторно-поликлинических учреждений электронной регистратурой. Используя Медицинский портал, на прием к врачам с начала его функционирования записалось более 1,7 млн жителей республики. Оформлено более 46 тысяч электронных направлений к врачам специализированных клиник, в том числе 73% — для сельских жителей.

В 2011 году в государственных учреждениях здравоохранения Чувашской Республики работали 4874 врача, 12658 человек среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачами в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения в 2011 году составила 39,0 в расчете на 10 тыс. населения, средними медицинскими работниками — 101,2.

Дефицит обеспеченности врачебными кадрами для оказания медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Чувашской Республики, составляет 17,1%, или более 1 тыс. человек.

Остается напряженной ситуация с обеспеченностью врачами первичного звена: число врачей первичного звена в 2011 году уменьшилось на 20 человек, или на 3%. Уменьшение врачей первичного звена зарегистрировано в Аликовском, Вурнарском, Ибресинском, Комсомольском, Порецком, Урмарском, Цивильском, Ядринском, Яльчикском, Янтиковском районах, а также городах Чебоксары (1-я Чебоксарская городская больница, Городская больница № 5, Городская больница № 7), Канаш (Канашская городская больница»), Шумерля (Шумерлинская городская больница).

Сохраняется неблагоприятная динамика возрастного состава врачей. Увеличение доли молодых специалистов в учреждениях здравоохранения республики, особенно в сельской местности, за последние 5 лет происходит на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста. Так, например, в настоящее время на селе трудятся 42% врачей в пенсионном и старше пенсионного возраста.

В целях реализации задач по обеспечению отрасли здравоохранения специалистами в республике организована профориентационная работа со студентами выпускных курсов Чувашского госуниверситета и сформирована система целевой подготовки на уровнях среднего, высшего профессионального и последипломного образования.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов отрасли здравоохранения велись преимущественно в Институте усовершенствования врачей и Чебоксарском медицинском колледже. В 2011 году повысили квалификацию 3355 средних медицинских работников и 1739 врачей. 77 врачей прошли стажировку в ведущих федеральных медицинских учреждениях и институтах, 16 главных врачей и их заместителей обучены в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров органов и учреждений здравоохранения, проведена аттестация 32 руководителей государственных учреждений и унитарных предприятий.

В целях реализации проекта «Земский доктор» Главой Чувашии подписан Указ «О мерах по обеспечению медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Чувашской Республики на селе». Первоочередная потребность во врачах на селе составляет 243 специалиста. Более 100 молодых врачей по востребованным врачебным специальностям заинтересованы в реализации проекта «Земский доктор».

В рамках реализации задачи Программы модернизации по внедрению стандартов оказания медицинской помощи для повышения мотивации медицинских работников к оказанию качественных медицинских услуг предусмотрены стимулирующие денежные выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за счет субсидии Федерального фонда ОМС. По состоянию на 1 января 2012 года 3293 врача и 5050 средних медицинских работников получили указанные денежные выплаты. В целом средняя заработная плата врачей по сравнению с 2010 годом выросла на 29,2% и составила 19955,4 рублей, средних медицинских работников — на 18,0% (11195,56 рублей)

На реализацию конституционных прав граждан в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в 2011 году было направлено 7 млрд 978,1 млн рублей, что на 16,6% больше, чем в 2010 году.

Несмотря на увеличение финансовой наполняемости Программы госгарантий сохраняется ее дефицит, который в 2011 году составил 18,2%. По сравнению с 2010 годом дефицит финансовой наполняемости Программы госгарантий снизился более чем на 50 % (на 912,6 млн рублей). Впервые в 2011 году территориальная программа обязательного медицинского страхования исполнено с профицитом.

Подушевой норматив финансирования на одного неработающего увеличился в 2,5 раза за счет внедрения в 2011 году одноканального финансирования через обязательное медицинское страхование. Фактическое подушевое финансирование медицинского обеспечения каждого жителя республики увеличилось в сравнении с 2010 годом на 16,8% и составило 6 тыс. 380 рублей, что обеспечивает гражданам гарантии бесплатного получения медицинской помощи соответствующего качества.

Дефицит Программы госгарантий, утвержденной на 2012 год, сохраняется и составляет 18,9% от расчетной стоимости в соответствии с федеральными нормативами.

Несмотря на финансовый дефицит Программы госгарантий, реализация комплекса мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы, позволила оптимизировать объемы стационарной помощи путем их замещения менее затратными альтернативными видами. В результате чего в структуре расходов по видам медицинской помощи в 2011 году по сравнению с 2010 годом доля расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь увеличилась с 34,5 до 34,7%, дневной стационар — с 4,0 до 4,2%; уменьшились затраты на дорогостоящий стационарный сектор — с 56,6 до 55,8%.

Вместе с тем в ряде муниципальных образований зарегистрированы показатели, характеризующие эффективность реализации Программы госгарантий как низкую за счет высокого уровня госпитализации, неэффективного использования коечного фонда, роста обращаемости населения в службу скорой медицинской помощи, недостаточных объемов медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, а также кадровых диспропорций.

Целевые значения, предусмотренные муниципальными планами-заданиями по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи, достигнуты в 20 муниципалитетах (в Аликовском, Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Козловском, Красноармейском, Красночетайском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Цивильском, Чебоксарском, Шемуршинском, Шумерлинском, Ядринском, Яльчикском, Янтиковском районах, а также в городах Чебоксары, Шумерля и Новочебоксарск).

Несмотря на активные преобразования в целях рационализации системы предоставления медицинской помощи, уровень госпитализации в круглосуточные стационары в республике по-прежнему высок.

В 14 муниципалитетах республики число госпитализаций снизилось, в 9 — увеличилось, в том числе в Порецком (на 16%), Алатырском (на 8%), Канашском (на 7%), Красноармейском (на 6%), Шумерлинском (на 5%), Аликовском, Ибресинском (на 3%), Красночетайском (на 2%), Урмарском районах (на 1%).

Превышение целевых значений стационарной помощи, установленных муниципальными планами-заданиями, зарегистрировано в 19 муниципалитетах.

Оптимальная работа койки (не менее 330 дней) в 2011 году достигнута лишь в городе Чебоксары и Канашском и Ядринском районах.

В Аликовском, Козловском, Комсомольском, Цивильском, Чебоксарском, Шумерлинском районах и городах Канаш, Новочебоксарск и Шумерля показатель работы койки составил менее 300 дней, имея к тому же отрицательную динамику по сравнению с 2010 годом.

Медицинская помощь в дневных стационарах оказана в полном объеме в 12 муниципалитетах. Не достигнуты целевые значения объемов помощи, установленные муниципальными планами-заданиями в 12 муниципалитетах: в Алатырском, Аликовском, Батыревском, Ибресинском, Канашском, Комсомольском, Мариинско-Посадском, Порецком, Чебоксарском, Шумерлинском, Яльчикском районах, а также в городе Новочебоксарск.

Объемы скорой медицинской помощи в 2011 году в целом по республике незначительно увеличились (на 2,3%), вместе с тем они стабильно сохраняются на уровне ниже среднероссийского.

Несбалансированность объемов помощи остается актуальной и для службы «03». 40 тыс. выездов (12%) скорой медицинской помощи в республике связаны с перевозками. 43% всех перевозок — непрофильные. Максимальные значения непрофильных перевозок (свыше 90%) — в Ибресинском, Козловском, Козловском, Комсомольском, Порецком и Шемуршинском районах, от 50 до 90% — в Аликовском, Батыревском, Канашском, Красноармейском, Красночетайском, Цивильском, Ядринском, Яльчикском и Янтиковском районах.

В 2010 году 5% выездов скорой медицинской помощи были безрезультативными и необоснованными (в среднем по России — 4%). При этом, по расчетным данным, объем неэффективных расходов в связи со сложившейся диспропорцией структуры выездов скорой медицинской помощи составил в целом по республике по итогам 2011 года около 30 млн рублей.

По результатам комплексной экспертной оценки уровня реализации территориальных программ государственных гарантий оказания населению Чувашской Республики бесплатной медицинской помощи в 2011 году, проведенной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Чувашская Республика, как и в прошлом году, отнесена ко второй группе, включающей регионы с уровнем реализации территориальных программ госгарантий выше среднего уровня.

Вместе с тем дана отрицательная оценка показателям смертности населения от внешних причин смерти и от дорожно-транспортных происшествий.

Одним из главных направлений деятельности системы здравоохранения в 2012 году является дальнейшая реализация мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи населению Чувашской Республики в целях снижения смертности от наиболее значимых причин, улучшения состояния здоровья жителей и обеспечения их активного долголетия.

На решение перечисленных задач направлена Программа модернизации системы здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы, государственная программа Чувашской Республики «Развитие здравоохранения на 2012-2020 годы».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Самойлова Алла Владимировна

доктор медицинских наук, министр здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

Богданова Татьяна Геннадьевна

кандидат медицинских наук, доцент, заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

Адрес для переписки:

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 17

Тел.: +7 (8352) 62-35-94; факс: +7 (8352) 62-35-94

E-mail: medicin@cap.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Samoylova Alla Vladimirovna

Doctor of Medicine, minister of HealthCare and Social Development of the Chuvash Republic

Bogdanova Tatyana Gennadyevna

Ph.D.of medical sciences, associate professor, deputy of HealthCare and Social Development Minister of the Chuvash Republic

Correspondence address:

Prezidentskiy bulevar 17, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428000

Теl.: +7 (8352) 62-35-94; fаx: +7 (8352) 62-35-94

E-mail: medicin@cap.ru

A.V. SAMOYLOVA,

T.G. BOGDANOVA

ABOUT THE RESULTS OF HEALTHCARE SYSTEM WORK OF THE CHUVASH

REPUBLIC IN 2011 AND THE TARGET TASK FOR 2012

HealthCare and Social Development Ministry of the Chuvash Republic, Cheboksary