ОБЗОР ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

УДК 614.257

© Шамшурина Н.Г.. Воропаева Л.А., 2012

Поступила 24.09.2012 г.

Н.Г. ШАМШУРИНА,

Л.А. ВОРОПАЕВА

ОБЗОР ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

Городская клиническая больница № 1 , Чебоксары

Проанализированы основные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие процесс организации и предоставления платных медицинских услуг населению в государственном секторе здравоохранения.

Ключевые слова: медицинская услуга, медицинская помощь, распределение доходов, стимулирование труда медицинских работников.

Ведение. Существующая система здравоохранения нуждается в обновлении и должна отвечать задачам рыночного поведения, не приводить к разрыву хозяйственных связей между отраслями — поставщиками экономических ресурсов для здравоохранения и внутри самого здравоохранения. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Развитие платной медицинской помощи связано с неразрешенностью основных экономических противоречий, характеризующих состояние отечественного здравоохранения, прежде всего, это противоречие между:

— социальной потребностью в доступных благах медицинского назначения и возможностью её удовлетворения в условиях ограниченных ресурсов и коммерциализации здравоохранения;

— уровнем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению и уровнем их финансирования;

— социально-экономическими интересами государства — с одной стороны и лечебно-профилактических учреждений (различных форм собственности в условиях развивающегося рынка услуг здравоохранения) — с другой.

Задачи исследования:

· дать социально-экономическую характеристику и оценить состояние нормативно-правовой базы для платной медицинской помощи;

· определить границы между бесплатной и платной медицинской помощью;

· определить приоритеты развития системы оказания медицинской помощи;

· обосновать способы распределения полученных доходов на выплаты стимулирующего характера медицинскому персоналу.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию платной медицинской помощи, а методами — абстракция, для формулирования используемых определений, анализ и синтез, контент — анализ.

Результаты и обсуждение. Сложившиеся условия для отрасли здравоохранения оказались совершенно неадекватными задачами, стоящими перед лечебно-профилактическими учреждениями. Необходимость выживания в переходных условиях хозяйствования вынуждала учреждения здравоохранения самим искать пути экономической независимости, рождала собственные экономические интересы. Чтобы разрешить ранее обозначенные противоречия, в настоящее время предпринимается попытка коммерциализации сферы здравоохранения, введения соплатежей населения, развития платных медицинских услуг и новых организационно-правовых форм деятельности. В этом смысле коммерциализация выливается в процесс постепенного приспособления лечебно-профилактических учреждений к рыночным условиям хозяйствования.

Приносящая доходы деятельность связана с предоставлением медицинских услуг на коммерческой основе дополнительно к гарантированному государством (на федеральном и региональном уровнях) объему бесплатной медицинской помощи. Организация такой деятельности на основе добровольного медицинского страхования была наиболее желательной. При определенных условиях допустимы и другие способы получения доходов, например, предоставление в аренду помещений, медицинской техники, безвозмездные поступления (см. ст. 33 п. 16. 3; ст. 33 п. 19. 3 и 4) — Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В ст. 84 «Оплата медицинских услуг» этого закона сказано:

«1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

2. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования».

На основании Федерального закона №83-ФЗ не только бюджетным и автономным, но и казённым лечебным учреждениям разрешена приносящая доход деятельность, но доходы казённых учреждений будут поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ст.5, п.5.4, ст.13 п.29 (б)).

Бюджетное учреждение перестаёт быть получателем бюджетных средств и фактическим участником бюджетного процесса. Его доходы перестают быть доходами бюджета. Оно самостоятельно определяет направления расходования имеющихся средств (п.5.3 ст.5 Федерального закона №83-ФЗ).

Это дает возможность руководителю учреждения распределять доходы, полученные от платных медицинских услуг, на стимулирование труда медицинского персонала бюджетного учреждения здравоохранения. Главной целью внедрения новых систем оплаты труда является улучшение показателей здоровья населения, а также повышение уровня материального обеспечения медицинских работников, создание условий для притока квалифицированных молодых кадров. На современном этапе развития рыночной экономики в России для многих главных врачей наступил момент, когда они, как руководители учреждения, должны быть наделены полномочиями, позволяющими им оперативно реагировать:

— на ситуацию на рынке труда;

— при определении порядка и условий оплаты труда работников.

На наш взгляд, к индикаторам, на основе которых возможны выплаты стимулирующего характера, отражающие интенсивность, результативность и качество выполняемых работ врачами стационарной медицинской помощи, относятся следующие (с присвоением каждому показателю определенного значения в десятичных, например, 0,3; 0,1 и т.д.; затем показатели суммируются):

индикаторы интенсивности: перевыполнение отраслевых норм нагрузки; увеличение объема медицинской деятельности врача без снижения качества работы; освоение субспециальности; участие врача в выполнении национальных проектов, в федеральных и отраслевых программах, региональных программах модернизации здравоохранения; публикация статей и монографий; участие в работе научно-практических конференций, выставках, направленных на повышение ресурсного потенциала врачей; максимальное использование рабочего времени;

индикаторы результативности: высокие результаты в динамике лечения; сокращение длительности стационарного лечения без снижения качества; достигнутый результат по цели госпитализации; рекомендации, данные в полном объеме по реабилитации больного, соответствующие диагнозу и оказанному объему медицинской помощи;

индикаторы качества: качественное выполнение стандартов медицинской помощи и протоколов ведения больных, порядков оказания медицинской помощи; соблюдение технологии лечебно-диагностического процесса; применение в практической работе новых медицинских технологий; оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи; высокая оценка сбора анамнеза (проведен полностью); соответствие комплекса диагностических услуг стандартизированным протоколам ведения больных; соответствие результатов комплекса предоставленных медицинских услуг установленному диагнозу; инициативное проведение мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи; высокая оценка качества оформления документации; удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг врача [3, 4].

Аналогичные критерии с учетом специфики деятельности в Бюджетном учреждении Чувашской Республики «Городская клиническая больница № 1» разработаны для врачей поликлиники, медсестринского и вспомогательного персонала, а также для административно-управленческого персонала, находящегося в подчинении главного врача. Например, если рекомендуемый минимальный размер оклада врача-интерна 1-го квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Врачи и провизоры» составляет 3 560 руб, а врач-специалист хирургического профиля, относимый к 4-му квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Врачи и провизоры», имеет коэффициент к минимальному окладу 0,52, то его минимальный оклад составляет 5411,2 руб. в месяц. При этом если в соответствии с перечнем «Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ врачами стационарной медицинской помощи» врач-специалист хирургического профиля набирает максимальный коэффициент, равный 3, то его заработная плата равна 16233,6 руб. в месяц. В зависимости от меняющихся целей и задач деятельности медицинского персонала стационара перечень может быть дополнен новыми индикаторами [1].

Заключение. Система управления качеством медицинской помощи имеет составным элементом механизм стимулирования труда медицинского и административно-хозяйственного вспомогательного персонала. По определению Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Система стимулирования труда должна быть чёткой, понятной и эффективной, с обязательным учётом оценок пациентов» [2]. Источником для стимулирующих выплат является доход от платных медицинских услуг и другие виды разрешенных законодательством доходов. Основные виды доходов лечебных учреждений определяются Федеральным законом Российской Федерации №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ст.33, часть 19 п.8:

а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;

б) рыночные продажи товаров и услуг;

в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;

г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Федеральный закон Российской Федерации N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 84 Оплата медицинских услуг) также обозначил возможность платной медицинской деятельности в государственном секторе отечественного здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении. Утверждена 12 июля 2004 г. / П.А. Воробьев, М.В. Авксентьева, Л.Л. Лунская [и др.]; под рук. В.И. Стародубова, Р.А. Хальфина. — М.: Ньюдиамед, 2004. — 211 с.

2. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов…: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583.

3. Шамшурина Н.Г., Воропаева Л.А., Игнатьева А.В. Применение индикаторов эффективности в новой системе дифференцированной оплаты труда, отражающей качество и результативность деятельности персонала бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1»: метод. рекомендации. — М.: Тульский полиграфист, 2011. — 56 с.

4. Экономика здравоохранения: учебное пособие / А.В. Решетников, В.М. Алексеева, Н.Г. Шамшурина [и др.]; под общ. ред. акад. РАМН проф. А.В. Решетникова. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. — 272 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Шамшурина Нина Григорьевна

доктор экономических наук, профессор, зав. отделом экономики здравоохранения, НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский им. И.М. Сеченова», Москва

Воропаева Лидия Александровна

заведующая кафедрой организации и экономики здравоохранения медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», главный врач БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, врач высшей квалификационной категории по социальной гигиене и организации здравоохранения, доктор медицинских наук, заслуженный врач Чувашской Республики, Чебоксары

Адрес для переписки:

119435, Москва, ул. Россолимо, д. 11, стр. 2

Тел.: (499) 246-12-03

E-mail: Shamshuriny2@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Shamshurina Nina Grigoryevna

Doctor of Economics, professor, head of healthcare economics department, Institute of Medical Sociology, Healthcare Economics and Medical Insurance, SBEI HPE «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University», Moscow

Voropayeva Lidiya Aleksandrovna

Head of healthcare organization and economics Chair at the Medical Department of FSBEI HPE «the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov», head doctor of BI «Municipal Clinical Hospital No. 1» of the Healthcare and Social Development Ministry of the Chuvash Republic, doctor of higher category in social hygiene and public health organization, Medicine Doctor, Honoured Doctor of the Chuvash Republic, Cheboksary

Correspondence address

Rossolimo st., 11/2, Moscow, 119435

Tel.: (499) 246-12-03

E-mail: Shamshuriny2@mail.ru

N.G. SHAMSHURINA,

L. А . VOROPAYEVA

REVIEW OF THE REGIONAL PAYMENT SYSTEM FOR PAID MEDICAL SERVICES

Municipal clinical hospital № 1, Cheboksary

The main legislative acts of the Russian Federation that regulate organizing and providing paid medical services in the state healthcare system have been analyzed.

Key words: medical service, medical care, income distribution, motivation of medical workers.