ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ФОНОПЕДИИ В ФОНИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

УДК 616.22-005.8

© Охтярова Т.И., 2012

Поступила 07.02.2012 г.

Т.И. ОХТЯРОВА

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ФОНОПЕДИИ В ФОНИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Республиканская клиническая больница,

Сурдофониатрический центр, Чебоксары

В статье обсуждаются наиболее распространенные виды голосовой патологии, их причины. Рассмотрены современные методы речевой терапии голосовых расстройств, позволяющие пациентам самостоятельно контролировать голосообразование.

Ключевые слова: парезы гортани, функциональные дисфонии, вокальная фонопедия, ортофонические упражнения, опора звука, голосовые тренировки.

Введение. В настоящее время проблема нарушения голоса у лиц речевых профессий приобретает все большее социальное значение, т.к. приводит к длительной потере трудоспособности, вплоть до инвалидизации, лишает общество квалифицированных кадров. По данным отечественных и зарубежных исследований, 30-40% учителей, воспитателей страдают различными расстройствами голоса, а у начинающих педагогов они достигают 55% [1, 4]. Для этой категории людей голос является не только средством коммуникации, но и социально значимой категорией, инструментом, обеспечивающим профессиональную деятельность.

Известно, что нарушение голоса сопровождается разнообразными сдвигами в деятельности организма, включающими изменения как со стороны нервно-мышечного аппарата гортани, артикуляционных и дыхательных мышц, так и эмоционально-волевой сферы. Интерес исследователей к проблеме нарушений голоса обусловлен распространенностью заболевания, сложностью диагностики, разнообразием этиологических и патогенетических механизмов их проявления [4].

В современной фониатрии выделяются три ведущих этиологических фактора, имеющих патогенетическое значение для развития профессионального нарушения голоса: перенапряжение голосо-речевого аппарата, производственный контакт с различными химическими канцерогенными веществами, работа с источниками ионизирующей радиации [4, 5].

Целью настоящего исследования стал анализ выявленных нарушений голосовой функции и оценка клинической эффективности применения речевой фонопедии на ранних сроках обращения.

Задачи исследования: 1) выявление наиболее часто встречающейся голосовой патологии; 2) определение динамики восстановления голосовой функции; 3) закрепление полученных навыков, введение голосовых кинестезий в самостоятельную речь.

Материалом для исследования послужили данные, полученные в ходе обследования 992 пациентов фониатрического кабинета с 2010 по 2011 г. включительно. Из них 124 человека прошли курс фонопедии.

Собственные исследования. В ходе обследования мы выявили пациентов с различными голосовыми расстройствами. Распределение больных по полу и нозологическим заболеваниям представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение больных по полу и нозологическим заболеваниям

Диагноз

Мужчины,

абсолютное количество

Женщины,

абсолютное количество

Общее число больныхВсего больных, %Динамика восстановления
абсолютное количествовсего, %
Парезы гортани244771605286
Хронические ларингиты12021171880
Функциональные дисфонии52732263081
Всего3094124

Результаты исследования и их обсуждение. По данным табл. 1 видно, что чаще всего встречаются парезы гортани — 60%, 17% — хроническими ларингитами, 26% — функциональные дисфонии. Соотношение мужчин и женщин составило 1:3.

Среди обратившихся 6% в возрасте до 25 лет. Пациенты наиболее трудоспособного возраста (30-40 лет) составили 35%. В более старших возрастных группах (40-50 лет) выявлено постепенное снижение числа больных — 24%, 50-60 лет — 26%, старше 60 лет — 9%.

Давность заболевания исчислялась от 1 месяца до 5 лет. Среди обследованных преобладали больные со сроком заболевания не более 3 месяцев — 40%, с длительностью заболевания до 6 месяцев — 18%, от 6 до 12 месяцев — 20%, более 12 месяцев — 22%.

Учет профессиональной принадлежности показал, что основную массу пациентов составили работающие — 89 человек (72%), лица пенсионного возраста — 35 человек (28%). Среди работающих превалировали представители профессий с повышенными требованиями к голосу, в основном — педагоги, трудовой стаж которых составлял до 18-20 лет. Всем было проведено обследование: осмотр лор-органов, видеоларингостробоскопия, аудивная оценка голоса, изучение функции дыхания (время максимальной фонации, коэффициент звуков).

Все пациенты получили традиционное комплексное лечение, рациональную психотерапию, речевую фонопедическую коррекцию. Курс вокальной фонопедии продолжался 3-4 месяца 2-3 раза в неделю.

Значительное место во время реабилитации голосовой функции занимали дыхательная гимнастика и вокальная фонопедия. Методики вокальной фонопедии создают благоприятный фон, позволяющий всем пациентам (вне зависимости от наличия музыкального слуха) быстрее усвоить предложенные упражнения [5]. С помощью адаптированных для непрофессионалов распеваний удалось добиться расширения тонового и динамического диапазонов, увеличить силу голоса и интенсивность звучания голоса у всех пациентов.

На втором этапе мы оценивали процессы восстановления голосовой функции (табл. 2).

Таблица 2.

Динамика восстановления голосовой функции, абс. кол. / %

Со значительным улучшением (полное восстановление)С улучшениемС незначительным улучшениемКонсультацииПродолжают фонопедию
26/20,923/18,55/49/7,220/16

Анализ результатов фонопедии нарушений голоса комплексным методом (лечебная дыхательная гимнастика при нарушениях голоса, ортофонические упражнения, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение) показал, что восстановление голоса наступило у 100 человек (80,6%), не закончили курс фонопедии по разным причинам (в связи с отдаленностью проживания и т.д.) 16 человек (12%). Такие пациенты получили рекомендации по восстановлению голосовой функции. В настоящее время продолжают вокальную фонопедию 20 человек.

Реабилитация голосовой функции осуществлялась по методике, разработанной Е.В. Лавровой. На первом этапе проводилась разъяснительная беседа, целью которой являлась постановка задач перед пациентом: 1) необходимость соблюдения всех гигиенических мер, направленных на сохранение голоса; 2) регулярность лечения, нарушение ведет к хронизации процесса и утяжелению голоса; 3) разъяснение норм питания, недопущение употребления алкоголя и острой раздражающей пищи; 4) полный отказ от курения; 5) строгое соблюдение охранительного голосового режима, под которым понимается уменьшение голосовой нагрузки (не полное молчание и не разговор шепотом). Как известно, к режиму молчания в настоящее время относятся с осторожностью. Ф.П. Билленд (1971), основываясь на клинических наблюдениях, пришел к выводу, что в результате режима молчания может возникнуть психологический стресс. Он отмечал, что некоторые пациенты при этом испытывали «ларингеальный стресс» — ощущение напряжения в области гортани [приводится по: 2, стр. 60].

На втором этапе осуществлялась коррекция дыхания. Его нарушения проявляются в момент фонации, и многими людьми расцениваются как дефект голоса. Одна из первоочередных задач нормализации функции дыхания — установление дыхательной опоры: осознанного замедления выдоха в момент речи. Его особенностью является одновременное участие вдыхательных и выдыхательных мышц. Дозированное напряжение мышц-антагонистов обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждениям голосового аппарата. Полнота звучания голоса зависит от установления опоры. Ее следует считать неправильной, если возникает ощущение перенапряжения мышц. Хорошо известно, что форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату и ведет к снижению качеств голоса. Таким образом, нахождение опоры — важнейший момент в восстановительном обучении.

Коррекция дыхания начиналась с выполнения упражнений с озвученным выдохом. Цель тренировок — достижение косто-абдоминального, реберно-брюшного типа дыхания. Обучающемуся предлагалось лечь на спину, расслабиться. При этом пациент рукой должен был контролировать движения стенки живота. На быстром коротком вдохе стенка живота поднималась, затем следовал плавный, замедленный выдох с произнесением фонем «С», «Ш», а если голос достаточно звучный, то произносился двугубый «В». При этом грудная клетка должна оставаться неподвижной. Продолжительность тренировки составляла 2-3 минуты утром и вечером.

Голосовые тренировки при хронических заболеваниях гортани начинали с произнесения закрытых слогов с мягкой атакой звука: дам, дом, дум, дэм, дим; дан, дон, дун, дэн, дин; дал, дол, дул, дэл, дил; бам, бом, бум, бэм, бим; бан, бон, бун, бэн, бин; бал, бол, бул, бэл, бил. Первый звук в таких слогах звонкий, взрывной, большого участия голоса не требует, последний — сонорный, его следует произнести протяжно и стараться направлять голос в «маску». Далее переходили к функциональным тренировкам голосового аппарата в прямых слогах с сонорами: ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; ла, ло, лу, лэ, лы [3].

Даже при несмыкании голосовых складок (миопатические парезы) твердая атака недопустима, так как это дополнительно травмирует воспаленную слизистую оболочку. После прямых слогов с сонорами выполнялись все варианты упражнений. Самостоятельные тренировки проводились дробно (кратковременно, небольшими порциями), ни в коем случае не напрягая голосовой аппарат.

На заключительном этапе проводились занятия по дальнейшему совершенствованию полученных голосовых навыков. Обучающиеся прослушивали и проговаривали несколько раз любимые фрагменты текста по 2-3 раза в день самостоятельно, что в значительной степени способствовало стабилизации достигнутых результатов и явилось поддерживающей терапией. Для профилактики рецидивов нарушений голоса рекомендовалось диспансерное наблюдение раз в 3 месяца.

Заключение. После вокальной фонопедии сроки лечения у пациентов сократились, рецидив заболевания не отмечался в течение двух лет. Наиболее эффективна методика Е.В. Лавровой у больных с гипотонусной дисфонией, адекватной оценкой своего голосового расстройства при ранних сроках обращения к специалистам [2]. У пациентов с парезами гортани отмечалось значительное улучшение голоса и психоэмоционального статуса, однако требовались повторные курсы и поддерживающая терапия.

Таким образом, использование комплексного метода лечения (лечебная дыхательная гимнастика, ортофонические упражнения, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение) создает условия для полного восстановления голосовой функции, так как закрепляется нервно-рефлекторная регуляция дыхательной, защитной и голосообразовательной функции гортани.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. — М., 2007. — 143 с.

  2. Орлова О.С. Нарушения голоса. — М., 2008. — 220 с.

  3. Плешков И.В., Аникеева З.И. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий. — М., 2003. — 165 с.

  4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. — М., 2008. — 589 с.

  5. Коптева О.Д.Лаврова Е.В., Уклонская Д.В. Нарушения голоса. — М., 2006. — 127 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Охтярова Татьяна Ильинична

логопед-фонопед БУ «Республиканская клиническая больница», Сурдофониатрический центр фонопедии

Адрес для переписки:

428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 9

Тел.: +7 (8352) 58-29-95

E-mail: afazlog@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Ohtyarova Tatyana Ilyinichna

Speech therapist, phonopedist BI «the Republican clinical hospital», Phonopedic centre

Correspondence address:

Moskovskiy av.9, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428018

Тел.: +7 (8352) 58-29-95

E-mail: afazlog@yandex.ru

T.I. OHTYAROVA

THE SIGNIFICANCE OF SPEECH PHONOPEDICS IN PHONOPEDIC PRACTICE

the Republican clinical hospital,

Phonopedic centre, Cheboksary

In the article the widely spread types of speech pathology and its reasons are discussed. The up to date methods of speech therapy of phonal pathologies, that afford the patients to control their phonation independently are considered.

Key words: paresis of the larynx, functional disphonia, vocal phonopedia, orthophonic exercises, audio support, phonic training