КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 616-053.2-08

© Шафейкина Е.В., 2013

Поступила 11 .0 3 .2013 г.

Е.В. ШАФЕЙКИНА

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, Чебоксары

Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов в специализированном многофункциональном центре с использованием современных технологий восстановительного лечения и реабилитации, позволяет в 93% случаев добиться существенного улучшения качества здоровья и жизни детей с ограниченными возможностями: увеличивается объем движений, улучшается мелкая моторика, расширяется объем когнитивных возможностей, активнее формируются и становятся более устойчивыми социально-бытовые навыки.

Ключевые слова: дети, способность, психика, функции, коррекция, реабилитация, восстановление, технология, адаптация.

В современных условиях реабилитация детей-инвалидов перерастает из разряда медицинской проблемы в общую комплексную задачу, предполагающую, во-первых, системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социального окружения ребенка (семья, реабилитационный центр, учреждения здравоохранения, образования, культуры, быта и т.п.), во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, психолого-педагогическое, социально-средовое, экономическое и т.д.) [1]. Конечной целью реабилитации инвалидов на сегодняшний день признана их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых людей и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.

Рассматривая вопросы детской инвалидности, следует отметить, что в современных условиях комплексная реабилитация (третичная профилактика) и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями являются одними из приоритетных направлений государственной социальной политики всех цивилизованных государств. Приоритетность обусловлена, с одной стороны, отчетливой тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, с другой — процессами мирового развития и интеграции, в которых соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями является неотъемлемым атрибутом цивилизованного государства [2]. Относительно детской части населения, имеющей ограниченные возможности, это, прежде всего, право на раннее квалифицированное медицинское сопровождение, когнитивное и психоэмоциональное развитие (ранее вмешательство), дошкольное и школьное образование, право жить в семье, т.к. именно данные условия являются базисными и необходимыми для наиболее эффективной социализации, адаптации и последующего профессионального становления, а также реализации принципов нормализации и независимой жизни.

На территории Чувашской Республики проживают 4792 ребенка-инвалида, в том числе детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств 26%, с патологией опорно-двигательного аппарата — 16,9%, с нарушениями интеллекта — 41,6%. Высокий уровень инвалидности среди детского населения, несомненно, диктует создание и развитие ранней, эффективной, комплексной, управляемой и доступной службы (системы) реабилитации, действующей на принципах интегративного, межведомственного подхода и нормализующей все уровни функционирования ребенка (биологический, психологический, семейный, образовательный, социальный).

Учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее — центр) Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики рассчитано на 50 коек стационарного пребывания и 60 амбулаторных посещений в день и является ведущим в регионе учреждением, оказывающим комплексную реабилитацию детям с ограниченными возможностями. Ежегодно Центр посещают более 1400 детей, из которых 92% дети-инвалиды, остальные — с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать. Это достигается с помощью комплекса проводимых в учреждении реабилитационных мероприятий, включающих медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные и другие мероприятия, что в современных условиях является международным стандартом оказания реабилитационной помощи. С 2010 г. учреждение является опорно-экспериментальной площадкой в ПФО по направлению: «Полипрофессиональный подход к медико-социальной реабилитации и средовой адаптации ребенка-инвалида». За этот период комплексную реабилитацию прошли 4147 детей с ограниченными возможностями, в том числе из субъектов ПФО 34 ребенка-инвалида.

В Центре создана реабилитационная и абилитационная инфраструктура для детей-инвалидов:

· для безбарьерной среды передвижения по зданию Центр оснащен лифтами и пандусами (при входе в учреждение, в коридорах, в актовом зале), поручнями (коридорах, туалетных комнатах, лестничных пролетах, кабинетах);

· с целью доступности комплексной реабилитации для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (колясочников), проживающих в г. Чебоксары, организована доставка детей транспортом Центра (микроавтобус «Газель», оснащенный подъемным устройством);

· с целью доступности комплексной реабилитации для детей, проживающих в районах Республики, в Центре функционирует стационарное отделение на 50 мест, в том числе 30 мест круглосуточного стационара, из них 10 мест «Мать и дитя».

Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС. Принимаются дети со средним и низким реабилитационным потенциалом и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом.

Дети на реабилитацию поступают в возрасте от 1года до 18 лет. Из них дети ранней возрастной группы (от 1 года до 3 лет) составляют 19,8%, дети возрасте от 4 до 6 лет — 20,6%. Основная возрастная группа (дети от 7 до 14 лет) — 51%. В структуре заболеваний преобладают болезни нервной системы — 53,2%, с врожденными аномалиями, деформации и хромосомные нарушения — 17,8%, с психическими расстройствами и расстройствами поведения — 13%, болезнями глаза и его придаточного аппарата — 4,7%, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани — 3,7% (рисунок).

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Структура заболеваний детей, проходивших реабилитацию в 2012 г

В структуре болезней нервной системы наибольший процент составляют: ДЦП — 53,4%, двигательные расстройства — 21,8%. В структуре сопутствующей патологии доля детей с ЗНПР составляет 28,3%, нарушениями речи — 28,4%, с двигательными нарушениями — 12%, эпилепсией — 9,6%, СДВГ — 5%.

Больные ДЦП являются инвалидами с детства. Клиническая картина этого заболевания характеризуется двигательными нарушениями, приобретающими в поздней резидуальной стадии характер патологически сложившегося двигательного стереотипа, коррекция которого вызывает большие трудности. В связи с этим особый интерес представляет применение кинезотерапии — метода моторного переобучения. Наиболее рациональными являются метод Кабат и метод супругов Бобат, элементы которых активно применяются в Центре при реабилитации детей с ДЦП [3].

Показатель эффективности реабилитации составляет 93% и обусловлен расширением возможностей предоставления реабилитационных услуг за счет внедрения новых технологий и форм работы, а также тем, что ребенок за курс реабилитации ежедневно получает курс комплексного интенсивного воздействия, находится в течение всего курса с матерью, которая, помимо психологической реабилитационной помощи через занятия с психологом, получает знания по проведению различных реабилитационных методов (массаж, ЛФК, приемы кондуктивной терапии и Монтессори-педагогики, особенности педагогического сопровождения «особого» ребенка) для дальнейшего использования их в домашних условиях, используя рекомендуемый специалистами Центра принцип непрерывности реабилитационного процесса.

В работе Центра активно используются современные методики диагностики, восстановительного лечения, технологии психолого-педагогической реабилитации, социально-бытовой и социально-средовой адаптации, творческой и социокультурной реабилитации.

В медико-социальной реабилитации используются методы:

· динамической проприоцептивной коррекции (в рефлекторно-нагрузочных костюмах: «Гравитон», «Адели», нейрореабилитационном костюме «Атлант», вертикализации с помощью тренажеров фирмы «Rifton», тренажеров Гросса, различных вертикализаторов, лечения положением с помощью корригирующих укладок;

· физиотерапевтического лечения (аппаратная физиотерапия: магнитотерапия, лазеротерапия, электростимуляция, электрофорез, теплолечение (озокерито и парафинолечение), небулайзерная ингаляция, электрогрязь, ингаляции кристаллами «Легран», фонофорез пелоида); спелеотерапии;

· гидро- и гидрокинезотерапии (гидромассажные ванны, жемчужные ванны, вихревые ручные и ножные ванны, бассейн с установками гейзер, водопад, гидромассаж, сауна);

· фитотерапии;

· методов нетрадиционной медицины (Су-Джок-терапия, иглотерапия).

В психолого-педагогической реабилитации используются методы:

· речевой коррекции и развития речи, в том числе с помощью логопедических тренажеров БОС «Дэльфа-130», «Дэльфа-142»; логоритмики;

· психодиагностики и психологической коррекции, в том числе с помощью коррекционно-диагностического комплекса БОС «Зазеркалье»; полисенсорного воздействия на организм в условиях обогащенной мультисенсорной среды сенсорной комнаты, нейропсихологических методов восстановления и развития, психогимнастики, песочной терапии, сказкотерапии, арттерапии, мама-терапии», тренингов с родителями и детьми;

· монтессорипедагогики;

· музыкотерапии, в том числе с помощью звукового луча «Саунд-Бим»;

· физкультурно-оздоровительной коррекции двигательных нарушений, стрейтчинг;

· лечебной хореографии.

Социальная реабилитация состоит из блоков социально-бытовой и социально-средовой (рекреационной) адаптации с использованием Студии социально-бытовой адаптации и профориентации, творческой реабилитации, в том числе театральной деятельности, лечебной хореографии и методов социокультурной реабилитации.

В рамках реализации «Национальной стратегии действия в интересах детей» в учреждении с целью доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей в Центре проводится работа по направлениям:

1. Организация междисциплинарного взаимодействия специалистов, работающих с детьми-инвалидами, — социальное партнерство в рамках социокультурной реабилитации с учреждениями образования и культуры республики.

2. Привлечение волонтеров к оказанию услуг, направленных на социальную реабилитацию, абилитацию и развитие социальных контактов детей-инвалидов, — проведение волонтерами из числа студенческих отрядов и школьников образовательных учреждений города совместных с детьми-инвалидами социокультурных и досуговых мероприятий.

3. Развитие социального партнерства с общественными объединениями, бизнес-структурами с целью улучшения условий оказания услуг, в том числе, как пример, реализация в 2012 г. совместно с Чувашским отделением Российского детского фонда проекта «Лекотека — территория игры» на общую сумму гранта 359 600 р.).

4. Расширение возможностей для отдыха, досуга и занятий спортом, развития детского творчества — проведение социокультурных мероприятий (фестивалей, праздников, вечеров творчества, конкурсов и выставок детского творчества, экскурсий и выездных мероприятий); проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; организация оздоровительных лагерей в период школьных каникул).

Создание и реализация моделей, программ, технологий по изменению представлений разных слоев общества о детях-инвалидах и семьях, их воспитывающих, проведение научно-практических конференций для специалистов здравоохранения, образования и социального развития, информационно-методическое сопровождение: буклеты, методические пособия, стенды, «Школа родителей», «Школа правовых знаний».

В республике успешно развивается высокотехнологичная помощь детям, страдающим ДЦП. В условиях Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Чебоксары освоены методики коррекции костно-мышечной системы, в том числе при ДЦП. С 2009 г. центр принимает пациентов в послеоперационном периоде на реабилитацию, что позволило достичь максимальную эффективность в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП (таблица).

Таблица

Осмотрено специалистами ФГУ ЦТОЭ12 месяцев
2010 г.2011 г.2012 г.
Всего166104115
Рекомендована операция403022
Прошло реабилитацию после операции1509192
1 курс реабилитации1067771
2 курс реабилитации391421
3 курс реабилитации5

Использование комплексного подхода в реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях Центра выделяет его из числа подобных в других субъектах ПФО, где предпочтение отдается преимущественно одному направлению реабилитационного воздействия. Привлекает внимание растущее число желающих пройти курс реабилитации среди лиц (законных представителей детей-инвалидов), проживающих в других регионах РФ. Отмечается также рост количества детей-инвалидов из других субъектов ПФО и России, желающих пройти курс реабилитации в условиях Центра (8 детей в 2010 г., 18 детей-инвалидов в 2013 г.).

Объединение медицинской, психологической, социальной и педагогической моделей в системной концепции реабилитации является особой методологической установкой, которая дает возможность получить максимально положительный эффект в улучшении качества жизни ребенка ребенка-инвалида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исанова В.А. Медико-социальная реабилитация в условиях многоспектных реабилитационных учреждений / В.А. Исанова. — Казань, 2006. — 284 с.

2. Лильин Е.Т. Детская реабилитология / Е.Т. Лильин, В.А.Доскин. — М.: Литература, 2011. — 609 с.

3. Технологии и роль НКО в социальной адаптации людей с инвалидностью / Прушинский С.А. [и др.]. — УМК, 2011. — 183 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Шафейкина Елена Васильевна

директор КУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428024, Чувашская Республика, пр. Мира, д. 31

Тел.: +7 (8352) 28-67-59

E-mail: rgucentr@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Shafeikina Elena Vasilyevna

Head of BI» Rehabilitation centre for the children and teenagers with disabilities» HCSD Ministry of Chuvashia

Correspondence address:

Mir pr., 31, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428024

Теl.: +7 (8352) 28-67-59

E-mail: rgucentr@yandex.ru

E.V. SHAFEIKINA

COMPLEX APPROACH TO ORGANIZATION OF REHABILITATION

FOR THE CHILDREN WITH DISABILITIES

Rehabilitation centre for the children and teenagers with disabilities, Cheboksary

Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов в специализированном многофункциональном центре с использованием современных технологий восстановительного лечения и реабилитации, позволяет в 93% случаев добиться существенного улучшения качества здоровья и жизни детей с ограниченными возможностями: увеличивается объем движений, улучшается мелкая моторика, расширяется объем когнитивных возможностей, активнее формируются и становятся более устойчивыми социально-бытовые навыки.

Ключевые слова: дети, способность, психика, функции, коррекция, реабилитация, восстановление, технология, адаптация.

Abstract. An integrated approach rehabilitation of children with disabilities in special multifunctional centre with latest rehabilitation technologies allows to achieve significant improvement in health and lives’ state of children with disabilities 93% of cases. The following is observed: increase range of movements, improvement of fine motor skills, increase the amount of comprehensible abilities, active development of stable social skills.

Keywords: children, ability, mentality, functions, correction, rehabilitation, restoration, technology, adaptation.