ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

УДК 615.851

© Коллектив авторов, 2013

Поступила 11.03.2013 г.

Л.М.ФИЛИППОВА,

А.Г.КИРИЛЛОВ, Т.П.СМЕЛОВА,

А.А.ПАВЛОВ, В.Г.СТЕПАНОВ

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Центр восстановительного лечения детей,

Центр здоровья Республиканская детская клиническая больница, Чебоксары

Сенсорная комната — это окружение, где происходит воздействие на органы чувств человека. В таких условиях специалистами проводятся направленные коррекционные занятия или комната просто используется для релаксации. Сеансы в комнате можно рассматривать как самостоятельную реабилитационную процедуру, способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям или средство оптимизации реабилитационного процесса. Исходя из опыта работы, сделан вывод о том, что пребывание в этих комнатах улучшает психическое здоровье, способствует ускорению реабилитационного процесса.

Ключевые слова: сенсорная комната, психологическая разгрузка, сеансы.

Сенсорная комната — это специально оборудованное пространство, организованное таким образом, что находящийся в ней, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, ощущает полный покой, комфорт и безопасность. Как установлено английскими учеными, за короткий промежуток времени пребывания в такой комнате снимается стресс, наступает полное расслабление, значительно улучшается эмоциональное и физическое самочувствие, улучшается психофизическое состояние и повышается работоспособность [1].

Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России.

В Республиканском восстановительном центре детей занятия в сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки включены в комплексную систему реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, задержками психомоторного и эмоционального развития, невротическими и психосоматическими расстройствами. Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Пребывание детей в этих комнатах также создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, способствует повышению мотивации к проведению других лечебных процедур (рис. 1).

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Рис. 1. Сеанс релаксации

Противопоказаниями к проведению сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога [2]. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому [3, 4].

В сенсорной комнате мы условно выделяем две зоны: релаксационную и активационную. В релаксационную входят мягкие покрытия, пуфики с гранулами, маты, подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, коллекция релаксационной музыки, в активационную — оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (пузырьковая колонна, сухой душ, мелодичный звон, оптиковолоконные нити, светильники, проекторы, зеркальная панель с цветными нитями, настенное интерактивное панно «Звездное небо», сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.)

Новое оборудование позволили поделить работу на два основных направления:

1. Консультативно-диагностическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.

2. Проведение комплекса коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью максимальной коррекции отклонений в развитии детей и подростков.

Работая в коррекционном направлении, мы условно выделили следующие функциональные цели:

1. Активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды, стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений, повышение интереса к исследовательской деятельности.

2. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

В сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки мы используем методы свето-, цвето-, звуко-, музыкотерапию для воздействия на состояние пациентов через соответствующие органы чувств, а также методы суггестивной, телесно-ориентированной, игровой терапии. Применение сюжетно-ролевых игр, сказкотерапии, психодрамы помогает преодолевать неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции детей. Использование этих комнат способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения без применения медикаментозных препаратов, а также снижению порога болевой чувствительности у послеоперационных пациентов и уменьшению страха боли и медицинских манипуляций [5].

Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и микрогрупповой формах. Группы комплектуются в соответствии с возрастом детей, нозологией, а также с уровнем их физического и психического развития. Продолжительность сеанса составляет 20-30 минут. Кратность посещения 7-10 раз за курс лечения. План занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом задач его реабилитационного курса (рис. 2).

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Рис. 2. Телесно-ориентированная терапия

К участию на занятиях привлекаются и родители. Семейная терапия в сенсорной комнате улучшает эмоциональный контакт между ребенком и родителями, уменьшает невротические реакции. В Школе для родителей, проводимых в условиях кабинета психологической разгрузки, мамы и папы получают психологические знания на актуальные темы, знакомятся с сеансами психоэмоциональной разгрузки.

Ниже приведены результаты положительного воздействия сенсорной комнаты на состояние детей и подростков нашего Центра на основании психодинамического наблюдения специалистами, клинического обследования личности, самонаблюдения и бесед с персоналом.

За 2012 год в сенсорную комнату и кабинет психологической разгрузки обратились 950 детей и подростков. После прохождения курса сеансов у пациентов отмечено положительная динамика по следующим показателям (в %):

1. Снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении — 32.

2. Стабилизация психоэмоционального фона — 56.

3. Улучшение сна — 64.

4. Снятие стрессового состояния — 46.

5. Снижение уровня тревоги — 29.

6. Развитие произвольного внимания — 58.

7. Повышение порога сенсорной чувствительности — 12.

8. Снижение болевых ощущений опорно-двигательного аппарата — 28.

9. Ослабление головных болей — 49.

10. Расширение круга общения — 45.

11. Создание ощущения безопасности и покоя — 66.

12. Улучшение общего состояния организма — 42.

13. Повышение мотивации к лечению — 12.

14. Повышение мышечного тонуса — 36.

15. Снижение утомляемости — 37.

16. Развитие мелкой моторики — 48.

17. Положительная динамика отсутствует — 3.

18. Отказ от занятий по субъективным причинам — 2.

Большинство детей, подростков и родителей после проведения курса сеансов фиксировали одновременно несколько показателей положительного изменения состояния.

Эти данные еще раз подтверждают исследования эффективности работы Сенсорной комнаты, которые проводились в Англии, Голландии, Дании, Германии, США, России и других странах с различными группами клиентов, начиная с 1995 г. и не показали негативных или нейтральных результатов.

Таким образом, с учетом опыта работы нашего отделения, использующего сенсорную комнату более 5 лет, можно утверждать, что применение этой технологии повышает как успешность психокоррекционной работы, так и эффективность реабилитации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: уч.-метод. пособие / под общ. ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. — СПб. : ХОКА, 2007 — ч. 1: Темная сенсорная комната.

2. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате SNOEZELEN фирмы REHAB AND MEDICAL / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. — М. — 2001. — С. 39-47.

3. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. — М., 2001. — С. 141-145.

4. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) / Сост. Н.В. Горошенкова, — СПб., 2000.

5. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. — СПб.: Речь, 2004.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Филиппова Любовь Михайловна

медицинский психолог 2 категории Республиканского центра восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Кириллов Александр Григорьевич

доктор медицинских наук, врач педиатр высшей категории, заведующий Республиканским центром восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Смелова Татьяна Павловна

врач-педиатр 1 категории, врач ЛФК, заведующий клинико-диагностическим отделением, Центр здоровья для детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Павлов Анатолий Александрович

кандидат медицинских наук, главный врач БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, главный детский хирург Чувашии, г. Чебоксары

Степанов Владимир Геннадьевич

врач-педиатр 1 категории, заместитель главного врача БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 27

Тел.: +7 (8352) 56-31-53

E-mail: rdkbsmelova@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Filippova Lyubov Mihaylovna

medical psychologist of the second category at the Republican rehabilitation centre for children of the BI «Republican Children’s Clinical Hospital» of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Kirillov Aleksander Grigoryevich

doctor of Medicine pediatrician of higher category, the head of the Republican rehabilitation centre for children of the BI «Republican Children’s Clinical Hospital» of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Smelova Tatyana Pavlovna

pediatrician of the first category, physician the head of the clinical diagnostic department at the health centre for children of the BI «Republican Children’s Clinical Hospital» of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Pavlov Anatoliy Aleksandrovich

PhD of Medicine, chief Doctor of the BI «Republican Children’s Clinical Hospital» of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia, chief children’s surgeon of Chuvashia, the city of Cheboksary

Stepanov Vladimir Grigoryevich

pediatrician of the first category, chief doctor’s deputy of the BI «Republican Children’s Clinical Hospital» of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Address for correspondence:

Gladkov st., 27, Cheboksary, Chuvash Republic, 428000

Tel.:+7 (8352) 56-31-53

E-mail: rdkbsmelova@yandex.ru

L.M. FILIPPOVA,

A.G. KIRILLOV, T.P. SMELOVA,

A.A. PAVLOV, V.G. STEPANOV

SENSORY ROOM AND ROOM FOR PSYCHOLOGICAL RELAXATION

IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN

Rehabilitation Centre for Children,

Health Centre for Children the Republican Children’s Clinical Hospital, Cheboksary

Sensory room provides surrounding favourable for influencing the human senses, so the specialists could organize correction training or just use the room for relaxing. Training in the room may be considered to be an independent rehabilitation procedure, preparing for other medical and psychological activity or means of optimizing the rehabilitation process. It has been concluded that training in these rooms improves psychological health, contributes to faster rehabilitation.

Key words: sensory room, psychological relaxing, training