МОДЕЛИ ВЗАИМОТНОШЕНИЯ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ

ЛЕКЦИИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ (БИОЭТИКЕ)

УДК 614.253

© Коллектив авторов, 2013

Поступила 18.10.2013 г.

Л.А. ВОРОПАЕВА,

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ИВАНОВ,

АРХИМАНДРИТ ВАСИЛИЙ (ПАСКЬЕ ПЬЕР МАРИ ДАНИЕЛЬ),

ИГУМЕН ТИХОН (ПЕРШЕВ),

А.В. ИГНАТЬЕВА

МОДЕЛИ ВЗАИМОТНОШЕНИЯ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,

Чувашская митрополия, Чебоксары

Проанализирован характер взаимоотношений между врачом и пациентом. Рассматриваются современные тенденции во взаимоотношениях врач-пациент.

Ключевые слова: модели взаимоотношения врач-пациент, современная медицинская деонтология.

С.Ю. Трохачев, анализируя тексты, суммирующие этические положения (присяги, кодексы и др.), основанные на религиозном компоненте, обнаруживает следующие профессиональные установки: «Во-первых, верующий врач обязан вести себя «чисто и свято» не только в рамках профессии, но и в личной жизни; во-вторых, врачу категорически запрещено любое посягательство на жизнь человека, включая, естественно, аборт и эвтаназию. В-третьих, искренняя вера логически ведет к постулированию бескорыстия врача» [4]. Неизвестный автор так рассуждает в своем трактате «О благоприличии»: «…Немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей…».

Приближая биоэтику к медицинской практике, кандидат биологических наук В.И. Сабурова называет биоэтику «системой знаний о взаимоотношениях врача и пациента» [2]. Сегодня вопрос о характере этих взаимоотношений чрезвычайно актуален, потому что врачу в настоящее время как никогда трудно соблюдать правила Гиппократа и многие другие этические принципы. Ныне врач находится в таком положении, когда, с одной стороны, происходят исключительно полезные и важные для улучшения жизни открытия, а с другой, когда эти открытия и изобретения могут привести к негативному воздействию на здоровье людей. Великое значение для врача любой эпохи имеют этические принципы «Врач, исцелися сам» и «Светя другим, сгораю сам». Первый о том, что врач должен быть примером для всех в нравственной жизни, второй зовет врача к самоотверженности, иначе говоря, к подвигу. Оба принципа на протяжении всей истории врачевания являются некими сверхзадачами для врача. Однако в настоящее время на первое место выходит умение врача наладить контакт с пациентом, подчинить свои интересы интересам больного. Эти умения рассматриваются как показатель врачебного профессионализма, так как в значительной степени влияют на пациента и могут укрепить или подорвать авторитет врача не только в процессе лечения, но и при различных медико-биологических исследованиях. Попытаемся, с одной стороны, определить стремление врача к соблюдению интересов и блага пациента, как фактор врачебного профессионализма, с другой — обеспечить защиту личности врача и пациента от возможных негативных взаимоотношений. В связи с этим постараемся проанализировать реальный характер взаимоотношений между врачом и пациентом.

В разных культурах, в разных обществах отношения между врачом и пациентом складываются и воспринимаются неодинаково. Американский биоэтик Роберт Витч выделяет 4 модели взаимоотношения врач-пациент на современном этапе: инженерную, пастырскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную [1].

Инженерная. Пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Задача врача — исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Методы диагностики, используемые врачом, биохимические, биофизические, рентгенологические и др. Основной недостаток данной модели — технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения. Примером данной модели может служить хирургический конвейер в глазной клинике Святослава Федорова.

Патерналистская. Межличностные отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребенка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту — любовь, милосердие, забота, благодеяние, справедливость (как видим, вполне христианские этические принципы). В современной медицине подобная модель остается наиболее предпочтительной и самой распространенной. Патернализм более приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатком данной модели является возможность перерастания взаимоотношений в отношения типа «начальник-подчиненный».

Коллегиальная. Равноправие — господствующий здесь принцип. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении данной информации, реализуется право пациента на свободу выбора. Недостатки: на процесс лечения могут негативно влиять некомпетентность и особенности психики пациента. Данная модель проявляет себя эффективно при хронических заболеваниях.

Контрактная. Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию. Каждая сторона при этом имеет свои обязательства, каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель призвана защищать моральные ценности личности. Однако в общей структуре оказания помощи населению занимает незначительное место.

В.И. Сабурова, анализируя модели Роберта Витча, считает, что данные модели взаимоотношения врач-пациент являются идеальными конструкциями, и реальный выбор того или иного типа отношений определяется особенностями личности врача, конкретной ситуацией больного, характером медицинской помощи [2].

Изыскания в области взаимоотношений врач-пациент, в том числе на современном этапе, позволяют нам сделать вывод, что развитие новых медицинских технологий, изменение характера современной медицины приводят к тому, что сегодня взаимоотношения врача и пациента претерпевают существенные изменения. Если раньше пациент просто вверял врачу решение вопросов о своем лечении и даже своей жизни, то теперь он все чаще требует информацию о том, что ему предлагается в этом плане. Как отмечает В.И. Сабурова, пациент даже «следит» за врачом в плане возможного судебного иска за «неправильное» лечение (подобное положение вещей имеет место в США, ныне начинает практиковаться и в России) [2]. Роль врача все чаще заменяется ролью консультанта, советчика или компетентного эксперта-профессионала, помогающего пациенту принять окончательное решение и информирующего его о состоянии здоровья, пользе и возможном риске возможных вмешательств [3]. Правильно ли такое положение вещей? Не оскудение ли это, наконец, любви (Мф. 24, 12) по неверию и бездуховности нашей?

В.И. Сабурова в лекции для студентов-медиков РГМУ приводит слова писателя Андре Моруа, выступавшего с заключительным докладом на Международном конгрессе по врачебной этике в Париже в 1966 году: «… Завтра, как и сегодня, будут больные, завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Медицинская наука станет еще точней, ее оснащение приумножится, но рядом с ней, как и сегодня, будет стоять, сохранит свое место в медицине врач классического типа — тот, чьим призванием останется человеческое общение с пациентом. И, как прежде, он будет утешать страдальцев и ободрять павших духом. Появятся новые чудеса (новые медицинские технологии. — Авт.). И появится новая ответственность. Медики всех стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страждущему, кто бы он ни был — друг или недруг, правый или виноватый. И жизнь врача останется такой же, как и сегодня, — трудной, тревожной, героической и возвышенной» [2].

Безусловно, современная медицина, взаимоотношения врач-пациент должны, сколько это возможно, сохранять и преумножать патерналистическое направление. Это, в свою очередь, возможно лишь при условии формирования современного медико-этического знания, современной медицинской деонтологии на основе христианской этики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витч Роберт Модели взаимоотношения врач-пациент. — [Электронный ресурс] .URL: http://videoinet.ru/view?id=ISW2tSZDvVsS931 (дата обращения: 02.10.2013).

2. Сабурова В.И. Особенности преподавания биоэтики студентам-иностранцам в Российском государственном медицинском университете: лекции для студентов РГМУ / В.И. Сабурова. — [Электронный ресурс]. URL: http://orthomed.ru/archive/kbe/pub/pub.htm (дата обращения: 10.10.2013).

3. Силуянова И.В. Об имморализме в психологии: сб. пленарных докл. XI междунар. Рождественских образовательных чтений / И.В. Силуянова. — М., 2003. — С. 338-360.

4. Трохачев С.Ю. Философские основания медицинской теории Асклепиада Вифинского / С.Ю. Трохачев // Некоторые проблемы истории античной науки: сб. науч. работ. — Л., 1980.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Воропаева Лидия Александровна

заведующая кафедрой управления и экономики здравоохранения медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», главный врач БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, врач высшей квалификационной категории по социальной гигиене и организации здравоохранения, доктор медицинских наук, заслуженный врач Чувашской Республики

Протоиерей Михаил Иванов

кандидат богословских наук, ректор Чебоксарского Епархиального Православного Духовного Училища, настоятель Храма Воскресения Христова в г. Чебоксары

Архимандрит Василий (Паскье Пьер Мари Даниэль)

председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии

Игумен Тихон (Першев)

преподаватель Чебоксарского Епархиального Православного Духовного училища, насельник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии

Игнатьева Алина Валерьяновна

юрисконсульт БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428018, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 1

Тел.: +7 (8352) 58-78-32

E-mail: stpmm@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Lidia Aleksandrovna Voropaeva

head of the department of Management and Economics in Healthcare at the Medicine faculty of FSBEI HPE «the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov», chief doctor of «Municipal Сlinical Hospital № 1» Health Сare and Social Development Ministry of Chuvashia, doctor of the higher category in Social Hygiene and Public Healthcare, Doctor of Medicine, Honoured Doctor of the Chuvash Republic

Archpriest Mikhail Ivanov

Ph.D. of Theology, Rector of Cheboksary Eparchial Orthodox Religious School, beneficiary of the Resurrection Church in Cheboksary

Archimandrite Vasily (Pasquier Pierre Marie Daniel)

chairman of the Diocesan Commission on the Causes of Saints, abbot of Cheboksary Holy Trinity Monastery of the Chuvash Eparchy

Hegumen Tikhon (Perchev)

chairman of the Diocesan Commission on the Causes of Saints, abbot of Cheboksary Holy Trinity Monastery of the Chuvash Eparchy

Alina Valerianovna Ignatieva

jurist-consultant BI » Municipal Сlinical Hospital № 1″ Health Сare and Social Development Ministry of Chuvashia

Correspondence address:

K. Ivanov Str., 1, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428018

Tel.: +7 (8352) 58-78-32

E-mail: stpmm@mail.ru

L.A. VOROPAEVA,

ARCHPRIEST MIKHAIL IVANOV,

ARCHIMANDRITE VASILY (PASQUIER PIERRE MARIE DANIEL),

HEGUMEN TIKHON (PERCHEV),

A.V. IGNATIEVA

MODELS OF DOCTOR-PATIENT RELATIONSHIP

The Chuvash State University named after I.N. Ulyanov ,

The Chuvash Archdiocese, Cheboksary

The article is devoted to the relationship between doctor and patient and current trends in doctor-patient relationships.

Key words: models of the doctor-patient relationship, modern medical deontology.