Актуальные проблемы преподавания неврологии в современной высшей школе

УДК 616.8

© Морозова О.А., 2014

Поступила 11.03.2014 г.

О.А. МОРОЗОВА

Актуальные проблемы преподавания неврологии в современной высшей школе

Институт усовершенствования врачей, Чебоксары

На современном этапе высшего медицинского образования в обстановке учебно-социальной тенденции оптимизации образовательного процесса возникает необходимость переосмысления преподавателями собственных качественных педагогических характеристик. Основной целью преподавателя медицинского вуза является подготовка квалифицированного специалиста, индивидуально и социально адаптированного к новым требованиям здравоохранения, новым условиям жизни людей, общества, государства. Успешное самоусовершенствование возможно лишь при условии углубленного анализа собственной педагогической деятельности настоящего времени. Анализ результатов изучения эффективности педагогического процесса по преподаванию дисциплины «Неврология» позволил выявить причины хронической академической запущенности студентов, адекватное устранение которых позволит оптимизировать качество образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогика, неврология, духовная культура, врач.

«Между мудростью и медициной мало различий»

Гиппократ

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека».

В.Г. Белинский

«Для процветания Чувашской Республики, для роста благосостояния чувашского народа, для его счастья, для развития и совершенствования здравоохранения чрезвычайно важно духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Это главная задача институтов образования, школ, вузов. Духовная культура в образовании — это двигатель Чувашской Республики!..»

Из выступления Президента Чувашской Республики

М.В. Игнатьева в Послании Государственному совету Чувашской

Республики на 2012 год «Все для человека и во имя человека»

(15 ноября 2011 года)

Введение. Высокий научно-практический уровень современной медицины, ее сложная дифференциация и многофункциональная специализация, достижения реанимации, успехи трансплантации тканей и органов накладывают большую ответственность на современного врача. Возрастают требования к его профессиональной подготовке. В условиях стремительного совершенствования и усложнения науки и техники на современном этапе общественного развития образовательный процесс неизбежно движется вперед. Одновременно и непрерывно увеличивается и нагрузка учебных предметов и дисциплин. Успешное овладение специальными профессиональными знаниями требует от современного студента больших волевых усилий, ведущую роль в развитии которых играет мотивация. Мотивация, придавая определенную направленность любой деятельности, является ее неотъемлемой частью. Личностные мотивации тесно связаны с духовными ценностями человека. Учитывая чрезвычайную значимость для решения государственных задач прогрессивного развития общества здоровья каждого гражданина, становится очевидным и весьма актуальным воспитание высокой духовности у современных студентов — врачей будущего.

Цель исследования: выявить и проанализировать основные причины хронической академической задолженности студентов для определения оптимальных путей их своевременного устранения и разработки стратегических мероприятий оптимизации учебного процесса.

Материал и методы исследования. В работе представлены данные сравнительного анализа итогов экзаменационных сессий по неврологии и изучения личностных характеристик студентов в течение семи учебных лет (2007-2014). Изучены учебные материалы студентов четвертого курса медицинского факультета специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» — 490 чел. Студенты специальности «Лечебное дело», где применялись инновационные методы преподавания, выделены в первую группу — 357 чел. (2007 г. — 194 чел., 2013 г. — 163 чел.). Студенты специальности «Педиатрия», где методика преподавания осталась на прежнем уровне, выделены во вторую группу — 133 чел. (2007 г. — 71 чел., 2013 г. — 62 чел.). Количественные показатели успеваемости рассматривались во взаимосвязи с данными социологической и интеллектуальной информации студентов, включающей особенности человеческих отношений и приоритетов, духовно-нравственный потенциал и жизненные стратегии, структуру ценностей.

Результаты. Анализ учебных материалов специальности «Лечебное дело» показал следующее. Студенты, фактически сдававшие экзамен, в 2007 г составили 68,6%, в 2013 г. — 75,5%. Положительные оценки получили в 2007 г. 36,7%, в 2013 г. — 62,3%. Неудовлетворительные знания отмечены у 34,4% и 13,2% студентов соответственно в 2007 и 2013 гг. Студенты, не сдававшие экзамен (не выполнившие учебную программу и не допущенные к сдаче экзамена; отказавшиеся от ответа на билет; допущенные к сдаче экзамена, но не явившиеся на экзамен), составили соответственно 32,0% и 24,5%.

Анализ показателей успеваемости в течение семи учебных лет по специальности «Педиатрия» выявил противоположные тенденции. Студенты, фактически сдававшие экзамен, составили 80,3% и 61,7% соответственно в 2007 и 2013 гг. Положительно сдали экзамен 69,0% (2007 г.) и 44,7% (2013 г.) студентов, неудовлетворительно — 11,3% (2007 г.) и 17,0% (2013 г.) студентов. Студенты, не сдававшие экзамен, составили в 2007 г. 19,7%, в 2013 г. — 38,3%.

За период наблюдения отмечен рост показателя посещения студентами лекций. По обеим специальностям показатели посещаемости лекций увеличились с 88,0% (2007) до 96,1% (2013).

Выраженная положительная тенденция наблюдалась в увеличении числа выпускников, желающих пройти обучение в интернатуре и ординатуре по специальности «Неврология». До 2007 г. заявления на последипломное образование представляли: 1-2 выпускника — 2000-2004 гг., 3-4 выпускника — 2004-2006 гг. С 2007 г. число желающих приобрести профессию невролога заметно увеличилось, достигнув к 2008 г. 5-6 человек. В 2013 г. документы в интернатуру и клиническую ординатуру представили 12 выпускников, что явилось условием конкурсного отбора с приоритетом более высоких баллов.

Обсуждение. Лонгитудинальное наблюдение отношения студентов к медицинским дисциплинам позволило выявить негативные (для устранения) и позитивные (для развития и совершенствования) качественные стороны образовательного процесса в целом. Общие негативные качественные характеристики студентов: низкий духовно-культурный уровень (включая неприятие этических и деонтологических норм, эстетических взглядов), безграмотность, безответственность, вседозволенность, безнаказанность. На подобном негативном фоне общего психического статуса наблюдается и плохая дисциплина. Понятие «наказания» должно подразумевать требование соблюдения студентами надлежащей дисциплины, своевременного выполнения официально утвержденной обязательной учебной программы. В создавшейся ситуации низкой успеваемости студентов первое место занимает недостаточное выделение преподавателями значимости духовной составляющей личности студента как основной составляющей высшей психической деятельности человека.

В начале прохождения цикла практических занятий, во время объяснения учебного материала характерен общий равнодушный, безразлично-рассеянный психический фон, сочетающийся с низкой концентрацией внимания, повышенной отвлекаемостью и утомляемостью студентов. Студенты не умеют думать, излагать свои мысли, рассуждать, формулировать умозаключения, делать выводы. При попытке систематизации знаний не умеют находить общее, выделять главное, но и не видят дифференциальных различий изучаемых явлений, этиологии, патогенеза заболеваний. Речь устная и письменная состоит из отдельных безграмотных слов, произносимых неразборчиво, без приставок, окончаний, предлогов; предложения отсутствуют; на этом фоне отсутствует и сколько-нибудь адекватная самокритика. Тем не менее, присутствует самоуверенность в знаниях, которые очень низкие, чрезвычайно завышено самомнение, а профессиональная деятельность представляется простой и легкой.

Большинство студентов не имеют ясной цели в жизни, не понимают глубокий смысл врачебной профессии. У студентов не выработана потребность к систематическому, упорному труду. Они не понимают и сущности высшего образования. При таком отношении к изучению клинических дисциплин на старших курсах естественной становится ситуация, когда при опросе студентов после объяснения темы выявляется полное непонимание сути ввиду примитивной базы начальных знаний и самоподготовки. Это усложняет проведение занятий, а стремление передать профессиональный опыт теряет смысл. В целом, результаты анализа эффективности учебного процесса свидетельствуют о хронической педагогической запущенности и большой академической задолженности студентов за предшествующие изучению клинических предметов годы обучения.

Прослеживается и другая тенденция: абитуриенты после зачисления в вуз выходят из-под родительской опеки и учительского контроля общеобразовательной школы. С первых дней учебы в институте студенты, почувствовав свободу от ежедневной учебной обязанности, расслабляются и «запускают» материал изучаемых предметов, не понимая при этом, что высшая школа предполагает еще большее усердие в процессе приобретения знаний и умений. Неудовлетворительные оценки воспринимают естественно, без тени огорчения, спокойно, даже весело, эйфорично. Из года в год запущенность быстрыми темпами накапливается; не спасают и нерегулярные (с годовыми временными интервалами) отработки за плохую учебу. При таком отношении к учебе память студента уже не сохраняет и зачатки возможных знаний, полученных ранее. Значимый недостаток обучения состоит и в том, что студенты начинают отрабатывать задолженности накануне обязательных зачетов и экзаменов, когда имеется большой объем текущего учебного материала. Отработки учебной запущенности производятся за счет пропусков лекций и практических занятий очередных программных дисциплин. И так в течение 6 лет обучения. В таких условиях у студентов не развивается, а теряется интерес к углубленному изучению важных и необходимых вопросов медицины, совершенствованию своих знаний и умений, освоению практических навыков; прогрессируют эмоциональная инертность, равнодушие.

Изучение качества процесса образования выявило и очевидное негативное влияние на сознание студентов рекламирования средствами массовой информации возможности легкой праздной жизни, врожденного совершенства человека без специального профессионального обучения. Идет постоянная демонстрация игры и развлечений с необходимостью изучения лишь правил этих игр. И студенты воспринимают профессию врача как игру «во врачей». Поэтому и такое легкое отношение к будущей профессии. Учитывая, что студенты, как и все молодые люди, видят многочисленные яркие красочные шоу, нельзя игнорировать этот момент и в педагогическом процессе. На ярком эмоциональном фоне непроизвольно (структуры лимбико-ретикулярной системы и лобной доли) включаются все компоненты когнитивной деятельности, в том числе мышление и память, и улучшается процесс усвоения учебного материала, необходимой учебной программы, профессиональных знаний и умений. В целом анализ учебного процесса свидетельствует о хронической педагогической запущенности и большой академической задолженности достаточно большого числа будущих врачей. В таких условиях трудно выполнимыми становятся сложные задачи, которые выдвигает перед высшим образованием современное здравоохранение.

Анализ учебного процесса предоставил возможность выявить и другую негативную сторону хронической педагогической запущенности. Преподаватели снизили требовательность к качественной стороне преподавания, не стремятся сохранять и продолжать традиции своих учителей, прививать студентам высокий уровень духовно-нравственной культуры великих ученых прошлого — от Гиппократа, Авиценны, Галена до всей последующей плеяды талантливейших ученых-медиков. И на сегодняшний день педагоги высшей школы обязаны укреплять старые, настоящие, добрые традиции прошлого, усовершенствуя их новыми научными достижениями; повышать педагогическое мастерство; развивать современные перспективные тенденции в качестве научного потенциала.

Прогрессивный научно-методический подход к педагогике с сохранением богатого исторического врачебного наследия повысит авторитет выпускников и самого медицинского вуза. Учитывая, что высшая школа предполагает формирование всесторонне развитой, высокоинтеллектуальной личности с высокими нравственными идеалами, прежде всего в процессе обучения, было обращено внимание на духовную составляющую студентов: студенческой группы в целом (6-10 человек) и каждого студента индивидуально.

Практическое занятие строилось на этом фоне: устный и письменный опрос, объяснение нового материала, обучение практическим навыкам. Весь учебный и научный материал преподносился с постоянным воспитанием духовно-нравственных основ, примерами высокой самоотверженности врачей и ученых прошлого и настоящего, результатов собственных наблюдений из практической работы. Объяснение материала проходило с учетом эмоциональной составляющей, дополнялось высказываниями ученых, писателей, пословицами, представляющими величайшую мудрость человечества. Студенты заполняли анкеты, включающие вопросы понимания задач образования, внутреннего смысла профессии врача, индивидуальных взглядов на качество образования и собственное отношение к учебному процессу, свою академическую запущенность. В конце практического занятия (а во время разбора сложной истории болезни — и в перерыве) студентам предоставлялась возможность просмотра произведений живописи и прослушивания классического (или наиболее признанного и популярного) музыкального произведения в течение 3-5 минут соответственно духовной атмосфере (случай выздоровления или летального исхода изучаемой истории болезни). В дни общегосударственных празднеств (День победы, День защитника отечества, День медицинского работника, ряд других) студенты получали поздравления в виде тематической музыки, стихотворений. Лекция начиналась со стихов (духовно-нравственного направления) и высказываний великих людей или пословиц (с учетом тематики лекции или государственного выделенного дня). В начале лекции это помогает студентам быстрее сосредоточиться, сконцентрировать внимание и быстро (без «раскачивания») с началом изложения лекционного материала включиться в работу. В конце лекции — короткое стихотворение для снятия усталости, напряженности.

В конце цикла практических занятий каждый студент с учетом индивидуальных личностных характеристик получал «Пожелания в будущее», которые представляли собой на художественно оформленных открытках высказывания, афоризмы, пословицы: «Как и во всех других искусствах, в медицине врачи отличаются друг от друга умелостью рук, сообразительностью ума и обширностью памяти. Гиппократ», «Час работы научит больше, чем день объяснения. Ж.-Ж. Руссо», «Учиться — колодец иглой копать. Татарская пословица». Кроме изучения предмета, уделялось внимание грамотности и качеству устной и письменной речи, внешнему виду студентов, дисциплине. В ряде случаев, с целью разнообразить занятия и больше заинтересовать студентов в познании тайн человеческой души, было организовано посещение выставочного зала с последующим обменом впечатлений.

Качество педагогического процесса повышает проверка историй болезни с подробным разбором и анализом ошибок, что, несомненно, оказывает действительную квалифицированную помощь студентам в подготовке тем занятий, написании рефератов, работе над историями болезней. С целью повышения ответственности студентов были разработаны и внедрены в практику анкеты самоанализа и анализа преподавателем самостоятельной работы студентов по умению и практическим навыкам обследования больных, анализа этиологии и патогенеза заболевания, постановки диагноза и написания историй болезни; использованы контрольные и итоговые тесты.

Большую положительную роль в ломке стереотипа отработок сыграло внедрение системы тестового контроля, балльной оценочной системы и особенно требование объяснительных записок за каждые пропущенные практическое занятие и лекцию и каждую неподготовленную тему. Объяснительные записки помогают студенту понять себя, оценить более разумно свои возможности и способности, продумать и проанализировать отношение к учебе и будущей профессии. Осмысление им своего поведения во многом способствует повышению дисциплинированности и ответственности. Помогает улучшению качества работы студентов на практических занятиях учет активности в научно-исследовательской работе, посещения лекций.

Внедрение в педагогический процесс современных инновационных тенденций проведения практических занятий и лекций заметно способствует усовершенствованию личности студента. У будущих врачей вырабатывается мотивированная потребность в осмыслении получаемой информации, ответственность в решении профессиональных задач. Творческий подход преподавателя к процессу обучения помогает формированию у студентов аналитического мышления, развитию способности к самоанализу, пониманию своего предназначения, пониманию смысла жизни.

К окончанию цикла практических занятий большинство студентов в группе (90-95%) принимают классические положения и высокие принципы врачебной профессии. Получаемую учебную, научную и практическую информацию начинают анализировать, высказывать свои мысли, диагностировать развитие болезней, обдуманно назначать терапевтические мероприятия. В определенной степени улучшается устная и письменная речь. У студентов появляется искренний интерес к изучению не только неврологии, но и других вопросов медицины. Студенты начинают задавать тематические и другие вопросы. Изменяется их внешний вид: исчезает высокомерие, напыщенность, неприязнь.

Заключение. Ситуацию с возрастающими показателями низкой успеваемости большого числа студентов на сегодняшний день необходимо изменить в положительную сторону. Оптимизировать учебный процесс в условиях современного высокотехнического развития человеческого общества позволит улучшение качества практических занятий и лекций, которое невозможно без возрождения первоначальной природной чистоты духовной составляющей человека. Воспитание в студентах чувства уважения к людям и самоуважения, формирование у них сознания с высокими нравственными идеалами, основанного на глубоком интеллекте, способствует повышению ответственности и стремлению к самосовершенствованию на основе традиций высокой духовности, нравственности и внутренней культуры.

Педагогическую деятельность, направленную на оптимизацию образовательного процесса, необходимо начинать, прежде всего, с преподавателей, с изменения прежнего отношения к методике преподавания, к студентам; в соответствии с потребностями современного медицинского образования и здравоохранения пересмотреть основные цели и задачи медицинского образования; помнить, что преподаватель обязан не только давать знания учащимся, но, что не менее важно, воспитывать их с акцентом на этические нормы и деонтологию; учить уму и разуму: «Величие человека — в его способности мыслить. Б. Паскаль». Основным направлением педагогического процесса преподавателя в высшей школе должно стать стремление к величию истинного учителя, ведущего ученика к высотам профессионализма с готовностью к самопожертвованию во имя жизни человека; видению настоящего, лишенного лжи и невежества искусства, истинного искусства врачевания.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Морозова Ольга Александровна

Доктор медицинских наук, профессор, заведующая курсом неврологии АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

Адрес для переписки:

428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Красная пл., д. 3

Тел.: +7 (8352) 62-66-37

E-mail: drmorozova@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Olga Aleksandrovna Morozova

Doctor of Medicine, professor, head of neurology course at AI of Chuvashia «Postgraduate Doctors’ Training Institute» Health Care and Social Development Ministry of Chuvashia, professor of psychiatry , medical psychology and neurology department at FSBEI HPE «the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov»

Correspondence address:

Krasnaya Sq., 3, Cheboksary, Chuvash Republic, 428032

Tel.: +7 (8352) 62-66-37

E-mail: drmorozova@mail.ru

O.A. MOROZOVA

ESSENTIAL PROBLEMS OF NEUROLOGY TEACHING IN CONTEMPORARY HIGH SCHOOL

Postgraduate Doctors’ Training Institute , Cheboksary

Nowadays in medical higher education there are social and training trends of optimization of educational process so the teachers have to reconsider their own qualitative pedagogical characteristics. The main purpose of the medical high school teacher is to prepare a qualified specialist, individually and socially adapted to the new requirements of healthcare, new living conditions of people, society and state. Successful self-improvement is possible only if present teaching activity is analyzed profoundly. Analysis of the results of effectiveness of «Neurology» teaching process revealed the causes of students’ chronic neglect, so adequate removal of which will optimize the quality of the educational process.

Key words: education science, neurology, spiritual culture, doctor.