© Коллектив авторов, 2014
Поступила 18.10.2013 г.
Л.А. ВОРОПАЕВА,
АРХИМАНДРИТ ВАСИЛИЙ (ПАСКЬЕ ПЬЕР МАРИ ДАНИЕЛЬ),
ИГУМЕН ТИХОН (ПЕРШЕВ),
А.В. ИГНАТЬЕВА
ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ И МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,
Чувашская митрополия,
Городская клиническая больница № 1, Чебоксары
Рассмотрена медицинская деонтология в свете христианского учения.
Ключевые слова: влияние христианского нравственного учения, медицинская деонтология, христианская нравственность, медицинская этика.
Медицинская деонтология должна основываться на нравственных принципах, на нравственном законе. В данном случае речь идет о «минимуме» нравственности, который является общим достоянием всех людей, как данный от Бога, называющийся, согласно христианскому учению, естественным нравственным законом. «В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего общий и безусловный характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм… Естественный нравственный закон есть универсальная основа нравственной жизни человека и общества… В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все времена освящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. Принимая естественный нравственный закон, Церковь подтверждает его значимость как принципа, ограждающего целостность структуры бытия от нравственного растления и распада. Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире (например, нравственный врач и отображение его нравственности в его деятельности, на его пациентах) по образу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической вселенной» [3].
«Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2, 14-15).
Богооткровенный закон, полученный Моисеем на горе Синайской (Исх., гл. 19-20), раскрывает и конкретизирует содержание естественного нравственного закона. По словам Климента Александрийского, «От Бога закон природы и закон Откровения, которые составляют нечто одно» [3]. «О том, что содержание естественного нравственного закона тождественно нравственным предписаниям Ветхого Завета, говорит еще одно немаловажное обстоятельство, — пишет архим. Платон. — Изучение мировых религий убеждает нас в том, что в плане человеческих взаимоотношений ни одна религия не проповедует ничего, что могло бы противоречить Десятословию» [3]. О том же в другом месте читаем: «…Декалог (Десять заповедей Моисея) известен уже свыше 3000 лет и принят разными народами как основа нравственной жизни» [6].
Св. ап. Павел пишет: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 24-27). Как мы уже сказали выше, естественный нравственный закон есть своего рода нравственный «минимум» и «есть нечто вроде этики, приведенной к общему знаменателю. Христианам нет необходимости прибегать к естественному нравственному закону, имея более высокую и более совершенную этику в Евангелии. С точки зрения евангельской этики, мы не можем называть человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он не убийца, не прелюбодей и не вор. Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильном должны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обожении, как главной цели назначения человека» [3]. Безусловно, в своем стремлении к нравственному христианскому совершенствованию мы не можем отбросить ни естественный нравственный закон, ни Богооткровенный ветхозаветный закон, так как это есть элементарная основа нашей нравственной жизни и нашего евангельского нравственного совершенствования.
В истории медицины христианская этика оказывала влияние на медицинскую деонтологию в плане мировоззренческом, в плане этическом, или нравственном, а также в плане медицинского законодательства.
В плане мировоззренческом христианское нравственное учение открывает нам истины сотворения человека Богом в противовес различным эволюционистическим теориям, к сожалению, и поныне являющимся традиционными в медицине (в статье «За и против эволюционизма» Э. Сгречча пишет: «Эта проблема еще далека от разрешения и сама по себе остается проблемой научной, если рассматривать ее в рамках понятий, в которых она обычно формируется, то есть в смысле исследования непосредственных причин физического и материального происхождения жизни» [5]).
Православная христианская антропология говорит о богоподобном достоинстве человеческой личности (Быт. 1, 26-27), «человек — венец творения» [4], а не от обезьяны произошел, как превратно утверждают эволюционисты. Сторонники некоторых эволюционистических теорий и поныне стремятся доказать правоту своих идей. Так, неодарвинисты благодаря научному познанию в области генетики «усиливают теорию эволюции в двух ключевых пунктах, касающихся возможности самопроизвольного зарождения и возможности эволюции форм и видов жизни» [5].
Необузданное вольнодумство ученых, как можно ожидать, и здесь, в этой области, способно породить множество этических проблем, связанных с созданием и использованием новых медицинских технологий (в данном случае, например, разработки генной инженерии).
Влияние христианского нравственного учения на медицинскую деонтологию в истории медицины в плане этическом велико и многогранно. Сам Божественный Учитель наш и Спаситель Господь Иисус Христос, который пришел, «дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16), на примере Своей личной жизни, во св. Евангелии оставил нам высочайший образец христианской этики. Последняя занимает совершенно особое место среди нравственных учений религиозного типа. «Вполне вероятно, — пишет С.Ю. Трохачев, — что ранние христиане считали своим долгом разработать собственные идеалы врачебной этики» [7]. Выше уже говорилось о христианских Клятвах (в частности, о греческом средневековом христианском варианте Клятвы) врачей; тексты Клятв христианских были составлены по подобию Клятвы Гиппократа и отражали высоту нравственного достоинства врача. Вообще, в христианских текстах, суммирующих этические положения (будь то присяги, клятвы, наставления, кодексы и др.), непременно обнаруживаются следующие профессиональные установки. «Во-первых, верующий врач обязан вести себя «чисто и свято» не только в рамках профессии, но и в личной жизни; во-вторых, врачу категорически запрещено любое посягательство на жизнь человека, включая аборт и эвтаназию. В-третьих, искренняя вера логически ведет к постулированию бескорыстия врача (презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде и т.д.)» [7]. Остается только подивиться высоте той нравственной «планки», которую устанавливает медицинской деонтологии христианство, порадоваться тому, что это имело место ранее и выразить искреннее сожаление по поводу того, что все это так во многом утрачено в современной, главным образом атеистически ориентированной, медицине. Как все это необходимо сегодня, когда бездуховность, неверие и безнравственность, осуществляя создание и использование новых биомедицинских технологий, порождают множество этических проблем. Так пишет об этом И.В. Силуянова: «Нравственная культура медика является принципиальной составляющей его профессионализма. Попытка переоценить традиционные ценности и переосмыслить роль профессиональной этики чревата изменением самой природы врачевания и появлением узкого специалиста — «полуврача». Ключом к пониманию этого в свете христианской морали являются слова свт. Василия Великого в «Беседах на Шестоднев» о слепнущих при свете дня «полуученых», имеющих «глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием света». Девиация моральных норм современной медицины «поражается великолепием света» христианской нравственности» [6].
В плане медицинского законодательства в истории медицины христианская нравственность также оказывала на медицинскую деонтологию существенное влияние. Об этом свидетельствуют многочисленные церковно-правовые документы, содержащие в себе определенные канонические запрещения по поводу применения недозволенных манипуляций медицинского характера, как то искусственное прерывание беременности (аборт), эвтаназия, запрещение недозволенных экспериментов на человеке, животных и мн. др. Хорошо известно, например, что «плодоизгнание каралось смертной казнью во всех европейских государствах на протяжении не одного столетия» [6]. Хотя эвтаназия — явление сравнительно новое в медицине, все же упоминание о нем имеется уже у Гиппократа в его Клятве: «… Я никому не дам просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…» [6]. Христианские Клятвы, возникавшие на основе Клятвы Гиппократа, также содержали подобные обязательства. У многих св. отцов (св. Василий Великий, Григорий Нисский и др.) имеются определенные канонические церковные прещения по поводу абортов, целительства и посещения целителей и др. Св. Василий Великий пишет: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство» [6]. И.В. Силуянова сообщает также следующие интересные сведения по поводу проблемы аборта: нормоформирующей установкой по вопросу аборта становится постановление Константинопольского Собора 692 г., в котором говорится: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования». Подобные идеи проникают в светские законодательства европейских государств в Средние века. В VII в. законодательство вестготов устанавливает в качестве наказания за аборт смертную казнь. Подобный подход к данной проблеме сохраняется и в законодательствах нового времени. Интересно, что в 1649 г. и в России за плодоизгнание была введена смертная казнь. Под влиянием христианской морали и законов в XV, XVI, XVII вв. аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной деятельности. В настоящее время имеются государства, которых не затронула легализация абортов. Это Ирландия и Португалия — страны с устойчивой католической культурой [6].
Вышесказанное уже помогает нам увидеть то широкое влияние, которое оказывала христианская нравственность на формирование медицинской этики в плане медицинского законодательства.
«Христианские нравственные принципы накладывают радикальные ограничения на человеческую деятельность» [2].
Таким образом, проведенные изыскания помогают нам сделать вывод, что влияние христианской нравственности на медицинскую деонтологию в плане формирования и развития последней в истории медицины было очень значительным. Именно христианская нравственность должна лежать в основании медицинской этики, ибо заключает в себе высший аспект любой этики. Именно она «… закладывает в человеке основные евангельские принципы (принцип любви). Воплощенные в жизни каждого отдельного индивидуума, внедренные в сознание общества, эти принципы с обязательностью изменят и сам характер отношений между людьми… Церковь говорит о тех духовно-нравственных принципах, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни, в своем отношении к другому человеку… Христианство именно к тому и стремится, прекрасно понимая, что там, где будут люди лучше, будет прекрасный строй. Люди святые будут по-своему строить отношения между собой, нежели люди грешные» [1]. Христианская евангельская нравственность «осоляет» общество от его духовно-нравственного разложения. «Вы — соль земли», — говорит Господь Своим последователям (Мф. 5, 13).
Медицинская деонтология не может быть основана на философии или какой-нибудь философской системе. «Нравственная философия, — пишет проф. И.М. Андреев, — ищет неизвестные нормы нравственного поведения. Для нравственной философии нормы — искомое, неизвестное. Она ставит вопросы: что такое нравственность? Возможно ли и должно ли устанавливать нормы нравственного поведения? Абсолютны или относительны эти нормы?… Возможно ли создать систему этики?… В чем цель и смысл жизни человека, человечества и всей Вселенной?» [1].
Пожалуй, тут особых комментариев и не надо: кто будет строить на таком шатком основании, на «песке»? (Мф. 7, 26-27). Также медицинская этика, основанная только на религиозной морали, как мы можем это видеть у разных народов разных вероисповеданий, представляется недостаточной, несовершенной, ибо религиозная мораль, основанная в свою очередь на естественном нравственном законе и Декалоге Моисея, принятом разными народами как основа нравственной жизни, есть «минимум» нравственности.
Совершенство нравственности и нравственного учения может быть преподано только в христианстве, и притом в Православии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев И.М. Православно-христианское нравственное богословие: краткое конспективное изложение лекций, читанных в Свято-Троицкой духовной семинарии / И.М. Андреев. — N.Y.: Тип. прп. Иова Почаевского, 1966.
2. Осипов А.И. Церковь и общество / А.И. Осипов // Цикл «Духовные беседы»,. — Екатеринбург: Храм во имя Успения Божией Матери, аудиокассета, 2012.
3. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие / архим. Платон (Игумнов). — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
4. Помазанский М. Православное догматическое богословие / М. Помазанский. — Новосибирск: Благовест, 1993.
5. Сгречча Э., Биоэтика: пер. с итал. / Э. Сгречча, В. Тамбоне; М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея.- М.: Северный Город-7, 2001. — С. 80.
6. Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие / И. Силуянова. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
7. Филимонов С. Пастырское служение в больнице / С.Филимонов, Общество св. Василия Великого. — СПб., 2003.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Воропаева Лидия Александровна
заведующая кафедрой управления и экономики здравоохранения медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», главный врач БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, врач высшей квалификационной категории по социальной гигиене и организации здравоохранения, доктор медицинских наук, заслуженный врач Чувашской Республики
Протоиерей Михаил Иванов
ректор Чебоксарского Епархиального Православного Духовного Училища, настоятель Храма Воскресения Христова в г. Чебоксары, кандидат богословских наук
Архимандрит Василий (Паскье Пьер Мари Даниэль)
председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии
Игумен Тихон (Першев)
преподаватель Чебоксарского Епархиального Православного Духовного училища, насельник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии
Игнатьева Алина Валерьяновна
юрисконсульт БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии
Адрес для переписки:
428018, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 1
Тел.: +7 (8352) 58-78-32
E-mail: stpmm@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Lidia Aleksandrovna Voropaeva
head of the department of Management and Economics in Healthcare at the Medicine faculty of FSBEI HPE «the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov», chief doctor of «Municipal Сlinical Hospital № 1» Health Сare and Social Development Ministry of Chuvashia, doctor of the higher category in Social Hygiene and Public Healthcare, Doctor of Medicine, Honoured Doctor of the Chuvash Republic
Archpriest Mikhail Ivanov
rector of Cheboksary Eparchial Orthodox Religious School, beneficiary of the Resurrection Church in Cheboksary,Ph.D. of Theology
Archimandrite Vasily (Pasquier Pierre Marie Daniel)
chairman of the Diocesan Commission on the Causes of Saints, abbot of Cheboksary Holy Trinity Monastery of the Chuvash Eparchy
Hegumen Tikhon (Perchev)
chairman of the Diocesan Commission on the Causes of Saints, abbot of Cheboksary Holy Trinity Monastery of the Chuvash Eparchy
Alina Valerianovna Ignatieva
jurist-consultant BI «Municipal Сlinical Hospital № 1» Health Сare and Social Development Ministry of Chuvashia
Correspondence address:
K. Ivanov Str., 1, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428018
Tel.: +7 (8352) 58-78-32
E-mail: stpmm@mail.ru
L.A. VOROPAEVA,
ARCHPRIEST MIKHAIL IVANOV,
ARCHIMANDRITE VASILY (PASQUIER PIERRE MARIE DANIEL),
HEGUMEN TIKHON (PERCHEV),
A.V. IGNATIEVA
CHRISTIAN DOCTINE ABOUT NATURAL MORAL LAWS AND MEDICAL ETHICS
The Chuvash State University named after I.N. Ulyanov,
The Chuvash Archdiocese,
Municipal Сlinical Hospital № 1, Cheboksary
The article considers medical ethics within Christian teaching.
Key words: the influence of Christian doctrine, medical ethics, Christian ethics.