УДК 61.31-082
© Коллектив авторов, 2014
Поступила 03.06.2014 г.
Р.С. МАТВЕЕВ,
В.Н. ВИКТОРОВ,
Н.Е. КОЗЛОВА
ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Институт усовершенствования врачей,
Городская стоматологическая поликлиника, Чебоксары
Детская стоматологическая поликлиника №63, Москва
Основной целью реформирования стоматологической службы является улучшение стоматологического здоровья населения как значимого фактора состояния здоровья населения в целом. Высокие потребности населения в получении стоматологических услуг и его, в большей части, низкий уровень дохода предполагают приоритет в освоении современных организационных технологий, позволяющих повысить производительность стоматологических учреждений, не снижая уровень качества и не увеличивая себестоимость услуг. Система взглядов, определяющая пути решения указанных проблем и механизмы совершенствования стоматологической службы, является основным направлением работы Стоматологической ассоциации России.
Ключевые слова: реформирование стоматологической службы, стоматологическая заболеваемость населения, качество стоматологической помощи.
Оптимизация и совершенствование стоматологической помощи, оказываемой населению, её организация в целом — важная задача здравоохранения. Основной целью стоматологической службы является улучшение стоматологического здоровья как значимого фактора состояния здоровья населения в целом. Проводимая в стране реформа здравоохранения требует не только обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, но и развития новых организационно-экономических моделей управления системой здравоохранения. Потребность в аккумулировании и распределении значительных финансовых, кадровых, материальных ресурсов обусловливает необходимость реформирования системы здравоохранения, а удовлетворение потребности населения в высококачественной медицинской помощи и оптимизация состояния здоровья остаются приоритетными направлениями внутренней политики государства. Задачи реформирования здравоохранения, которые с особой остротой возникли на современном этапе социально-экономического развития России, требуют системного анализа состояния различных видов медико-социального обеспечения населения, в том числе и состояния стоматологической помощи. Большое значение имеет оценка реального состояния службы, доступности и качества стоматологической помощи в условиях программно-целевого подхода к реализации социальной политики в регионах [1, 7, 13, 29].
Особенно остро эти задачи стоят в сфере стоматологической помощи. Это связано с тем, что стоматологические услуги среди населения являются достаточно востребованными. В структуре посещений врачей всех специальностей посещения стоматологов составляют 15-20%. Уровень стоматологической заболеваемости по обращаемости занимает второе место после обращаемости за терапевтической помощью. Кроме того, стоматологическая служба является одной из самых затратных областей экономики здравоохранения и в то же время наиболее подготовленной к работе в рыночных условиях (удельный вес предпринимательской деятельности достигает 50% от общего объема работ) [2, 12, 27].
Развитие предпринимательства в государственных и муниципальных стоматологических учреждениях и рост частной стоматологии на фоне негативных показателей стоматологического здоровья населения обусловливают необходимость разработки новой модели организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службы [5, 8, 21].
В настоящее время уделяется большое внимание новым подходам к управлению лечебными организациями, позволяющим комплексно и более всесторонне оценить деятельность лечебно-профилактических учреждений и управлять ими. Все больше возрастает необходимость изыскания внутренних ресурсов для повышения результативности деятельности лечебно-профилактических учреждений и их подразделений [3, 18, 20].
Основной концепцией совершенствования стоматологической помощи явилась связь клиентоориентированной корпоративной стратегии с финансовыми показателями, дополненными ключевыми качественными показателями; эффективное управление, позволяющее связать стратегию стоматологической организации с оперативной деятельностью и стоимостными факторами, определение объемов потребления стоматологической помощи различными возрастно-половыми группами населения, финансовое обеспечение, что позволит разработать адекватные меры по реформированию и оптимизации деятельности стоматологической службы [4, 16, 17].
В.Т. Шестаков (2008) считает, что совершенствование системы управления качеством стоматологической помощи в настоящее время возможно на основе проведения исследований по систематизации имеющихся знаний и по разработке новых аспектов оценки в целях формирования научного раздела знаний по «квалиметрии» (измерение качества) применительно к организации стоматологической службы и стоматологии.
В методологическом плане основу исследований должны составить:
В исследовании М.З. Каплан (2007) проведен анализ объемов стоматологической помощи, оказываемых различным возрастно-половым группам населения по программе обязательного медицинского страхования. Определены подушевые нормативы финансирования и медико-экономические дифференцированные коэффициенты потребления стоматологической помощи различными возрастно-половыми группами населения г. Москвы. Проведен многофакторный анализ деятельности стоматологической организации в системе сбалансированных показателей в динамике за 5 лет: анализ основных показателей, характеризующих оказание стоматологической помощи; анализ уровня профессиональной подготовки и основных стимулов к труду медицинского персонала; оценка удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи. Оценены стратегия медико-экономического развития и финансовая среда стоматологических организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, даны рекомендации по совершенствованию деятельности стоматологических организаций. Обоснованы возможные варианты оптимального финансирования системы ОМС, способного обеспечить реализацию целей стоматологического обслуживания населения [10, 11].
И.В. Шведенко (2009) в своем исследовании провела комплексную оценку оказания стоматологической помощи населению медицинскими учреждениями, организациями, предприятиями независимо от форм собственности в городах и сельской местности; дала характеристику ресурсного оснащения стоматологических организаций, что позволило выявить наиболее значимые проблемы в их обеспечении и организации деятельности и разработать организационную модель управления организационной структурой и ресурсами стоматологической службы на уровне субъекта Российской Федерации. Результаты социологического исследования семей позволили выявить основные закономерности формирования стоматологического здоровья и мотивационных установок при обращении за стоматологической помощью. В настоящее время в Приморском крае сформировалась система организации стоматологической помощи, включающая государственные, муниципальные, частные организации. При этом на стоматологическую службу частной системы здравоохранения приходится около 50% от всех услуг стоматологического рынка. Конкурентоспособность стоматологических структур разных систем здравоохранения положительно влияет на доступность и качество стоматологической помощи для населения, особенно в высоко- и узкоспециализированных видах. Кадровые ресурсы стоматологической службы сосредоточены в городских стоматологических организациях (до 87%). Обеспеченность населения врачами-стоматологами составила соответственно 3,0 на 10 тыс. населения, а зубными врачами и техниками — 3,0 и 1,2 на 10 тыс. населения, что ниже среднестатистических показателей России. Остро стоит вопрос об укомплектованности врачами-стоматологами и гигиенистами, особенно в государственной и муниципальной системе здравоохранения. При положительной тенденции развития основных фондов стоматологических учреждений показатели экономического анализа и комплексной оценки свидетельствуют о недостаточности ресурсного покрытия, что связано с износом оборудования и низкой укомплектованностью врачебными кадрами (34%). Недостаток ресурсного обеспечения не удовлетворяет спрос населения в стоматологических услугах. Проведенные социологические исследования показали, что население придает большое значение стоматологическому здоровью. Основной причиной обращений было лечение и удаление зубов (65%), с целью санации обратились лишь 17,1% анкетируемых. При этом 98,6% опрошенных отметили необходимость посещения стоматолога с профилактической целью. Примененные методы многофакторного анализа выделили три ведущих фактора, влияющих на состояние полости рта и на частоту посещений врача-стоматолога: питание, стоматологическая грамотность, стоимость услуги. Полученные данные свидетельствуют о недостаточности профилактической направленности в работе стоматологической службы края. Проблема доступности населения в стоматологической помощи остро стоит на уровне края. Удельный вес стоматологической заболеваемости от общей заболеваемости по обращаемости достигает 30-35%, уступая только терапевтической. Доля первичной заболеваемости по обращаемости от общей заболеваемости составила 40%. Между первичной заболеваемостью и посещаемостью прослеживается положительная прямая корреляционная связь, что подтверждает «скрытую» нуждаемость населения в стоматологической помощи. Данные о заболеваемости могут служить индикатором для определения ресурсного покрытия и оценки эффективности экономической деятельности стоматологических организаций. Системный анализ деятельности стоматологической службы края и оценки стоматологического здоровья населения стал основой для формирования проблем и выработки стратегий развития стоматологии, обоснованы научные подходы к управлению ресурсами стоматологической помощи [24].
В условиях дефицита бюджетного финансирования одной из проблем является поиск путей совершенствования деятельности стоматологической службы. Особо важное значение приобретает разработка оптимальных вариантов управления стоматологической службой, учитывающих особенности социально-экономического развития региона, уровень стоматологической заболеваемости населения и его основные тенденции, обеспеченность ресурсами, финансовую устойчивость, экологическую ситуацию и другие социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние стоматологической помощи. Управленческие решения необходимо принимать применительно к конкретному региону, на основе мониторинга стоматологической заболеваемости населения, с использованием единых методологических приемов и информационных компьютерно-ориентированных технологий, которые учитывают адекватность бюджетного финансирования. Необходима разработка мероприятий по своевременному корректированию объема необходимых лечебно-профилактических мероприятий, ресурсному обеспечению, структурному изменению деятельности учреждений стоматологической службы [6, 14, 19].
По мнению Б.В. Трифонова (2009), на уровне промышленно развитого региона проблемы управления медицинскими системами имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке новых теоретических и прикладных аспектов. Сегодня в медицинских учреждениях существует более 800 различных медицинских информационных систем, а для нужд бухгалтерий, отделов кадров и экономических подразделений используются самые разные программные пакеты. Одной из проблем в области информатизации стоматологической службы является отсутствие унификации используемых программно-аппаратных платформ, учитывающих взаимосвязь: стоматологической заболеваемости, состояния и показателей деятельности стоматологической службы и адекватности финансирования; обеспеченности ресурсами и качеством предоставляемой стоматологической помощи. Необходим системный многофакторный анализ деятельности учреждения стоматологической службы региона с учетом их структуры, организационно-правового статуса, ресурсного обеспечения, темпов развития, потребности населения в соответствующих видах стоматологической помощи, возможности ее удовлетворения. Достижение максимальной эффективности и оперативности в управлении стоматологической службой на всех уровнях требует разработки и внедрения систем информационного обеспечения стоматологической помощи, которая не может игнорировать необходимость внезапного мониторинга каждой из сторон своей деятельности [15].
В Национальном социальном проекте «Здоровье» приоритетное внимание уделено развитию первичной медико-санитарной помощи населению. Медицинская стоматологическая помощь населению в условиях России является одной из самых востребованных в системе здравоохранения и по многим направлениям (профилактическое, терапевтическое, хирургическое) ее целесообразно относить к первичной. Высокая обращаемость населения в ЛПУ с целью получения различных стоматологических услуг может быть объяснена целым комплексом медико-социальных факторов. Прежде всего, следует учитывать широкое распространение в популяции основных стоматологических заболеваний, к которым в первую очередь относится кариозное поражение зубов, пародонтоз (пародонтит) и заболевания слизистой оболочки полости рта [18, 22, 23].
В.Н. Калашниковым (2008) на основе системного подхода и методологических основ стратегического планирования получены новые данные по эпидемиологии основных стоматологических заболеваний среди взрослого населения Ростовской области с учетом возрастного и гендерного факторов; обоснованы концептуальные подходы и разработана методика оценки качества стоматологической помощи населению; проведено углубленное изучение качества основных видов стоматологических услуг (терапевтических, хирургических, ортопедических), оказываемых стоматологическими учреждениями различной территориальной принадлежности (городские и сельские поселения); изучена удовлетворенность населения качеством медицинской помощи, оказываемой муниципальными стоматологическими учреждениями; определена потребность взрослого населения региона в конкретных видах и объемах стоматологических услуг.
При оказании терапевтической стоматологической помощи на разных этапах лечебно-диагностического процесса был достигнут следующий результат (по отношению к максимально возможному показателю эффективности, принятому за 100%): качество обследования больного — 80,3%; обоснованность диагноза — 92,3%; адекватность и полнота лечебных мероприятий — 96,0%; качество ведения медицинской документации — 78,8%. При этом с учетом всех видов патологии был достигнут следующий клинический результат: выздоровление — 65,1%; ремиссия — 6,4%; улучшение — 27,1%; без изменений — 1,3%. При оказании хирургической помощи по тем же этапам получены следующие значения: 88,3; 95,7; 99,3 и 83,0%. Исходы лечения были следующими: выздоровление — 95,0%; улучшение состояния — 4,5%; развитие осложнений — 0,5% [8].
З.М. Каплан (2007) на основании реализации программы и методики комплексного медико-социального исследования изучил состояние стоматологического здоровья, условия и факторы, формирующие медицинскую активность молодежи в области лечения и профилактики заболеваний зубов в современных условиях мегаполиса. В ходе исследования получены уровни и структура заболеваемости зубов и полости рта среди молодежи муниципального участка мегаполиса, которые характеризуются высокими показателями и тенденцией к дальнейшему повышению. Установлены закономерности формирования комплексной стоматологической активности молодежи в области гигиены полости рта и сохранения стоматологического здоровья — как результата влияния возрастно-половых, социальных и семейных условий и факторов. Выявлены клинические и социальные факторы, оказывающие интенсивное влияние на основные составляющие стоматологического здоровья различных групп молодежи и организацию оказания стоматологической помощи. Получены результаты, подтверждающие влияние конкретных условий и факторов на формирование поведения и комплексной медицинской активности молодежи в области сохранения стоматологического здоровья и определяющие потребность в основных видах первичной стоматологической помощи [9].
По мнению В.К. Леонтьева (2009), в целях оптимизации системы управления службой целесообразно:
— провести реформирование организационной структуры государственной стоматологической службы с созданием официальных органов управления стоматологической службой в структуре государственных органов управления здравоохранением. Минимально приемлемым органом управления стоматологической службой региона следует считать такой, который реально мог бы охватить те стороны деятельности стоматологической службы, которые играют существенную роль в управлении и совершенствовании стоматологической службы региона;
— создать условия для дальнейшего совершенствования и повышения роли общественных структур управления (СтАР, региональных ассоциаций). Улучшить взаимосвязь деятельности государственных и общественных органов управления (договорная система), повысить степень профессионализма в управлении стоматологической службой;
— обеспечить условия деятельности государственных учреждений (органы исполнительной власти, ведомства, организации, фонды обязательного медицинского страхования, антимонопольные органы, органы налоговой службы, учебные заведения и пр.), которые не только не препятствовали бы управлению стоматологической службой, но и обеспечивали бы условия для реализации законодательно-правовой основы ее деятельности. Это условие определяется тем, что весьма часто руководством данных учреждений ведомственные интересы ставятся выше, чем интересы охраны здоровья населения, определяемые законом;
— организовать систему первичной подготовки руководящих кадров стоматологической службы (специализация) и совершенствовать последующие этапы работы с управленческими кадрами стоматологической службы [12].
Совершенно очевидно, что на разную стоматологическую продукцию и изделия должны быть и разные гарантийные сроки, которые должны зависеть также от качества применяемых материалов. В настоящее время ситуация изменилась — пациент порой тратит немалые собственные деньги на лечение и в связи с этим вправе иметь гарантии на его качественный результат, по крайней мере, в течение утвержденного гарантийного срока службы стоматологической продукции. В связи с этим необходимо срочно заняться разработкой принципиально новых научно обоснованных гарантийных сроков, отвечающих не только запросам практики здравоохранения и технологиям сегодняшнего дня, но и интересам самих потребителей стоматологических услуг — пациентов. Каждый гражданин, обратившийся за стоматологической помощью, должен получить ясный и точный ответ на то, в какой степени и на какой срок ему гарантируется положительный результат проведенного лечения и как он соотносится при этом с его стоимостью [28, 30].
Проведенные в последние годы реформы во властных структурах России, принципы разделения полномочий на разных уровнях исполнительной и законодательной власти относят реализацию приоритетов социальной политики, в т.ч. в сфере здравоохранения, к компетенции региональных и муниципальных органов власти. В связи с этим требуют научного обоснования такие принципиально важные вопросы, как построение адекватной организационной модели деятельности стоматологической службы региона с учетом распространенности основных видов стоматологических заболеваний, реальной потребности населения в различных видах стоматологических услуг и их соотношения по материально-техническому, кадровому и финансовому обеспечению. Немаловажное значение имеют также разработка концепции и создание системы управления качеством стоматологических услуг.
Необходимо разработать простой и понятный всем механизм предоставления дифференцированных гарантийных сроков положительных результатов лечения. Частные стоматологические организации давно работают более гибко и превратили этот показатель (гарантийный срок) себе в плюс. Так, многие из них дают гарантии на пломбы или зубные протезы по 3-5 лет и более. Тем самым (при наличии примерно одинаковых цен на стоматологическую продукцию и оказываемые услуги) государственные стоматологические учреждения серьезно проигрывают и теряют своих потенциальных клиентов (пациентов). Трудно представить, насколько велик этот отток и каковы из-за этого их финансовые потери ежегодно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Матвеев Роман Сталинарьевич
заведующий кафедрой стоматологии АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, доктор медицинских наук, доцент
Викторов Владимир Николаевич
главный врач АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздравсоцразвития Чувашии, президент ОО «Ассоциация стоматологов Чувашской Республики», кандидат медицинских наук
Козлова Наталия Евгеньевна
врач-ортодонт ГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №63», г. Москва
Адрес для переписки:
428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Красная пл., д. 3
Тел.: +7 (8352) 58-27-60
E-mail: stomat@giduv.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Roman Stalinaryevich Matveyev
head of dentistry chair at AI of Chuvashia «Postgraduate Doctors’ Training Institute» HCSD Ministry of Chuvashia, Ph.D. of Medicine, associate professor
Vladimir Nikolayevich Viktorov
chief doctor AI «Municipal Dental Clinic» HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia, president of the NGO «Dentists’ Association of the Chuvash Republic», Ph. D. of Medicine
Natalia Evgenyevna Kozlova
orthodontist SBHCI «Children Dental Clinic No.63», Moscow
Correspondence address:
Krasnaya sq.3, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428032
Теl.: +7 (8352) 58-27-60
E-mail: stomat@giduv.com
R.S. MATVEYEV,
V.N. VIKTOROV,
N.E. KOZLOVA
THE REVIEW OF THESIS RESEARCHES ON DENTAL SERVICE’S ORGANIZATION
Postgraduate Doctors’ Training Institute,
Municipal Dental Clinic, Cheboksary,
Children Dental Clinic No. 63, Moscow
The main target of the dental service’s reform is to improve public dental health as a significant factor of public health in general. High public demand for dental services and its in majority low income assume priority in the development of modern organizational technologies that may increase productivity of dental institutions and not affect quality, raise services’ cost. Frame of references that determines the way to solve these problems and improve the mechanisms of dental services is the aim of the Dental Association of Russia.
Key words: reform of dental services, dental morbidity, quality of dental service.
Редакция ежеквартального научно-практического журнала «Здравоохранение Чувашии» приносит извинения доктору медицинских наук, профессору Каплану М.З. за отсутствие ссылки в статье, опубликованной в №2 от 2013 г., на материалы докторской диссертации «Совершенствование организации стоматологической помощи населению на основе системы сбалансированных показателей (balansed score card, bsc)».