Оценка популяционной нагрузки факторов риска болезней системы кровообращения

УДК 616.1-02

© Коллектив авторов, 2014

Поступила 21.02.2014 г.

В.А. КИЧИГИН,

Л.И. ГЕРАСИМОВА,

Т.Г. ДЕНИСОВА,

ОЦЕНКА ПОПУЛЯЦИОННОЙ НАГРУЗКИ ФАКТОРОВ РИСКА БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Институт усовершенствования врачей

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

Среди всех причин смертности населения России на первом месте с долей почти 57% в структуре смертности занимают болезни системы кровообращения, при этом около 40% всех смертей приходится на долю лиц, не достигших 60 лет, т.е. на трудоспособное население. Предложен и апробирован метод оценки популяционной нагрузки факторов риска болезней системы кровообращения путем вычисления коэффициента популяционной нагрузки факторов риска. Факторов риска болезней системы кровообращения много, они имеют различную силу связи по коэффициенту ассоциации и разную распространенность в популяции, поэтому вычисляемый коэффициент позволяет выявить наиболее значимые популяционные факторы риска развития болезней системы кровообращения с учетом обоих составляющих коэффициента популяционной нагрузки и планировать мероприятия по борьбе с наиболее значимыми факторами риска.

Ключевые слова: болезни системы кровообращения, факторы риска, ожирение, популяционный риск.

Болезни системы кровообращения (БСК) — одна из ведущих причин смерти в популяции. В основе первичной профилактики БСК лежат выявление и борьба с факторами риска (ФР) сердечно-сосудистых заболеваний. Для планирования мероприятий по первичной и вторичной профилактике БСК необходимо выделение приоритетных факторов [4, 5].

Реализация стратегических направлений Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, а именно снижение высоких показателей смертности, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения возможна только при усилении профилактической направленности оказания медицинской помощи [7, 10].

Социально-экономические проблемы в стране внесли свою лепту в ослабление государственной политики в области профилактической медицины, обусловили ухудшение демографической ситуации, привели к повышению заболеваемости, особенно в регионах экологического неблагополучия [8, 11].

В докладе экспертов ВОЗ (2008) о состоянии здравоохранения в мире (ВОЗ, 2008), имеющем подзаголовок «Уменьшение риска, содействия здоровому образу жизни», обращается внимание на то, что главным элементом профилактики должно стать изучение ФР здоровья, что является научной основой получения надежных и доказательных данных обоснования профилактических мер и эффективных управленческих решений [2, 9].

Известно, что модификация ФР ориентирована в основном на лиц с высоким риском. Тем не менее, в популяции большинство смертей приходится на группы низкого кардиоваскулярного риска, так как они более многочисленны (парадокс Роуза) [4]. Следовательно, необходимы мероприятия по коррекции ФР в общей популяции.

Цель исследования: изучить ФР сердечно-сосудистых заболеваний, разработать коэффициент для проведения эпидемиологических исследований.

Материалы и методы. Проведен комплексный статистический анализ 921 случая заболеваемости по причине БСК, ФР и причин возникновения БСК в Чувашской Республике за 2001-2011 годы у больных, находящихся на диспансерном учете. Группой контроля послужила выборка из 1687 человек, не имеющих сердечно-сосудистой патологии. Выкопировка сведений проводилась из первичных медицинских документов, полученных при диспансеризации населения. Кроме результатов обследования при диспансеризации путем анкетирования дополнительно собирали сведения о наследственности, физической активности, вредных привычках.

Всего обследовано 2608 взрослых жителей Чувашии, из них 1491 городской и 1117 сельских жителей. Методом рандомизации на первом этапе отобраны города и районы, на втором этапе — врачебные участки, на третьем — необходимое количество участников. Количество отобранных в исследование было пропорционально численности населения городов и районов, взятых в исследование. Распределение обследуемых по месту жительства, возрасту и полу приведено в табл. 1 .

Таблица 1

Возрастно-половой состав популяционной группы

Возрастная группа, летЖенщиныМужчиныВсего
18-29282238520
30-39281214495
40-49369275644
50-59214139353
60-69215134349
70-7914465209
>80261238
Итого153110772608

Учитывали наличие либо отсутствие метаболического синдрома. Метаболический синдром диагностировали согласно критериям International Diabetes Federation [12], где обязательным критерием является центральное (абдоминальное) ожирение (ОЖ) (окружность талии (ОТ) более 94 см для мужчин и более 80 см для женщин) в сочетании, как минимум, с двумя из следующих четырёх факторов:

1)повышение триглицеридов (ТГ) более 1,7 ммоль/л или специфическое лечение дислипидемии;

2)снижение липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) менее 1,03 ммоль/л у мужчин и менее 1,29 ммоль/л у женщин или специфическое лечение;

3)повышение артериального давления (АД): систолическое АД (САД) более 130 мм рт. ст. или диастолическое АД (ДАД) более 85 мм рт. ст. или антигипертензивная терапия;

4)повышение глюкозы венозной плазмы натощак более 5,6 ммоль/л или ранее выявленный сахарный диабет (СД) 2-го типа.

Дополнительно учитывали содержание в крови общего холестерина (ХС), мочевой кислоты.

ОТ измеряли гибкой сантиметровой лентой на уровне середины расстояния между рёберными дугами и гребнями подвздошных костей. Для выявления ОЖ и избыточной массы тела рассчитывали индекс массы тела Кетле (ИМТ), равный отношению массы (кг) к росту в квадрате (м2). Диагноз ОЖ взрослым выставлялся при ИМТ более 30 кг/м2, избыточная масса тела диагностировалась при нахождении ИМТ в диапазоне от 25 до 30 кг/м2.

АД измеряли непрямым методом по Короткову трижды в положении сидя на правой руке с интервалом в 5 минут, использовали средние значения между этими измерениями.

ТГ и ХС определяли энзиматическим колориметрическим методом, основанным на превращении ТГ под действием ферментов в хинонимин в первом случае, на гидролизе эфиров ХС ферментами во втором случае. Содержание ХС ЛПВП изучали методом селективной преципитации с добавлением к образцу фосфорно-вольфрамовой кислоты и солей марганца. Уровень ХС липополисахаридов очень низкой плотности (ЛПОНП) и ХС липополисахаридов низкой плотности (ЛПНП) определяли расчетным методом. Изучали натощаковую гликемию методом глюкозодиоксидоредуктазной медиаторной реакции на приборе Accu-Chek Active Roche c использованием тест-полосок.

Изучали распространенность курения, частоту и объем потребляемого алкоголя, уровень физической активности (ФА). Для получения существенной пользы для здоровья ФА взрослых должна быть не менее 150 минут в неделю (2 часа и 30 минут) или 75 минут (1 час и 15 минут) интенсивной аэробной ФА [4].

Учитывали частоту эпизодов употребления алкоголя мужчинами более 2 стандартных доз, женщинами — более 1 стандартной дозы согласно рекомендациям о безопасном употреблении алкоголя. Под одной стандартной дозой подразумевается 13,7 г (18 мл) абсолютного этанола, что приблизительно соответствует 330 мл пива, содержащего 5 об. % этанола, или 150 мл вина (12 об. % этанола), или 45 мл крепких напитков (40 об. % этанола) [13]. Злоупотребляющих алкоголем считали лиц, принимающих алкоголь выше рекомендуемых доз 1 раз в неделю и чаще.

Силу связи альтернативных признаков оценивали по коэффициенту ассоциации Юла [3]:

коэффициент ассоциации Юла =

ad — bc

,

ad + bc

где a, b, c, d — частоты взаимного распределения признаков.

Для расчета применена матрица взаимного распределения частот. При прямой связи частоты сконцентрированы по диагонали a-d, при обратной связи — по диагонали b-c, при отсутствии связи частоты практически равномерно распределены по всему полю (табл. 2).

Таблица 2

Матрица взаимного распределения частот

2-й признак1-й признак
ДАНЕТ
ДАab
НЕТcd

Статистическую значимость различий распределения частот в таблицах 2×2 нашли по критерию χ2 (хи-квадрат) [1]. Вероятность ошибки обозначали символом p. Различия между выборками считались статистически значимыми при p< 0,05.

Для оценки пищевого поведения использовали опросник, предложенный T. van Strien и соавторами [14]. Учитывали применение в пищу чистой соли (досаливание).

Для оценки генетической детерминации ожирения обследован 271 житель Чувашской Республики (пробанды). Обследуемые проживали в районах с преимущественно чувашским (Канашский район) и русским (Алатырский район) населением. Проанализированы ИМТ у 955 кровных родственников I линии (родители, дети, сестры и братья). У 663 родственников пробандов проведена непосредственная антропометрия. О 172 умерших и 120 далеко проживающих родственниках сведения получены по анкетированию пробандов.

Генетическая детерминация нами проводилась и по формуле коэффициента ассоциации (КА), так как построение таблицы взаимного распределения (табл. 1) позволяет оценить эпидемиологическую связь между наследственной отягощенностью по ожирению (2 признак) и наличием ожирения (1-й признак):

[6],

где a — количество родственников с ОЖ у пробандов, имеющих ОЖ, b — количество родственников без ОЖ у пробандов, имеющих ОЖ, с — количество родственников с ОЖ у пробандов, не имеющих ОЖ, d — количество родственников без ОЖ у пробандов, не имеющих ОЖ.

Собственные результаты.

ФР БСК много, они имеют различную силу и разную распространенность в популяции, поэтому необходимо вычислять коэффициент, который позволяет выявлять наиболее значимые популяционные ФР развития БСК с учетом обоих составляющих коэффициента популяционной нагрузки и планировать мероприятия по борьбе с наиболее значимыми ФР.

Основные ФР развития БСК — метаболический синдром, избыточная масса тела и ОЖ, низкая ФА, что указывает на ведущую роль коррекции образа жизни в первичной профилактике БСК.

Нами была изучена распространенность ведущих ФР ОЖ: низкая ФА, генетическая предрасположенность, нарушения пищевого поведения (табл. 3). Расчет предлагаемого нами «коэффициента популяционного риска» (популяционной нагрузки) — КПР проведен по произведению силы фактора (КА) на его распространенность в популяции .

Таблица 3

Коэффициент популяционного риска для различных ФР ОЖ

Изучаемый факторКА

Распространенность

в популяции, %

КПР, отн. ед.Вклад изучаемого компонента от доли всех факторов, %
Низкая ФА+0,4687,640,330,8

Генетическая

предрасположенность

+0,5027,513,810,5
Нарушения пищевого поведения+0,8374,762,047,3
Возраст старше 50 лет+0,4831,114,911,4

В распространенность ОЖ наибольший вклад вносят модифицируемые ФР: нарушения пищевого поведения и низкая физическая активность, этот факт предполагает, что только одним изменением образа жизни можно значительно снизить частоту ОЖ в популяции.

Проведена оценка распространенности ФР среди обследуемых с БСК (табл. 4).

Таблица 4

Частота ФР у пациентов с БСК и контрольной группе

Изучаемый фактор

Группа с БСК

Р,% (n/N)

Группа сравнения

Р, % (n/N)

Рχ2
ОЖ

19,5

(180/921)

5,1

(84/1647)

<0,001
ОЖ + избыточная масса тела

62,0

(571/921)

27,9

(459/1647)

<0,001
СД + нарушение толерантности к глюкозе

24,3

(108/445)

8,1

(61/756)

<0,001
СД

16,0

(71/445)

3,6

(27/756)

<0,001
Низкая ФА

90,0

(829/921)

86,2

(1419//1647)

0,005
Курение

18,3

(169/921)

24,3

(400/1647)

<0,001
Злоупотребление алкоголем

39,4

(363/921)

37,8

(622/1647)

нд
ТГ >1,7 ммоль/л

27,0

(105/389)

13,5

(77/569)

<0,001

ХС ЛВП <1,03 ммоль у мужчин

и <1,3 у женщин

24,1

(91/378)

20,2

(111/550)

нд
ХС >5,2 ммоль/л

62,8

(251/400)

37,3

(214/573)

<0,001
Гиперурикемия

10,3

(40/390)

3,7

(21/567)

<0,001
Потребление чистой соли (досаливание)

37,0

(341/921)

32,5

(535/1647)

0,020
Наследственность

41,9

(386/921)

32,9

(542/1647)

<0,001
Фактор урбанизации

62,5

(576/921)

55,6

(915/1647)

<0,001

Для оценки степени влияния изучаемых факторов определена частота БСК среди обследуемых имеющих и не имеющих данные факторы с последующим расчетом КА, относительного риска (ОР), отношения шансов (ОШ) и статистической значимости различий между частотами (табл. 5).

Таблица 5

Частота БСК при наличии и отсутствии ФР, %

Изучаемый факторПризнак +Признак —ОРОШКАРχ2
ОЖ68,232,72,35,8+0,71<0,001

ОЖ+

избыточная МТ

55,423,32,65,0+0,67<0,001
СД+НТГ55,833,31,72,5+0,43<0,001
СД88,234,82,514,0+0,87<0,001
Низкая ФА36,928,81,31,4+0,180,005
Курение29,737,60,80,7-0,18<0,001
Алкоголь35,436,81,01,00нд
ТГ57,736,61,62,4+0,41<0,001
Низкий ХС ЛВП45,039,51,11,3+0,11нд
ХС54,029,31,81,8+0,48<0,001
МКК65,639,01,73,0+0,50<0,001
Соль38,934,21,11,2+0,100,020
Наследственность41,632,61,31,5+0,20<0,001

Фактор урбанизации

(город/село)

38,632,01,21,3+0,14<0,001
Возраст старше 40 лет51,611,04,78,7+0,79<0.001

Нами проведена оценка ФР БСК путем вычисления КПР. Этот метод оценки популяционной нагрузки ФР на частоту БСК по произведению КА на распространенность ФР учитывает как силу ФР (КА), так и его частоту в популяции (табл. 6).

Таблица 6

Роль популяционной нагрузки ФР на развитие БСК

с учетом силы ФР и его распространенности

Изучаемый факторКАРаспространенность, %КА×частота ФР, отн.ед.
Возраст>40 лет+0,7938,930,7
Наследственность+0,2035,97,2
ОЖ+избыточная масса тела+0,6739,526,5
СД+0,877,96,9
Гипертриглицеридемия+0,4119,17,8
Гиперхолестеринемия+0,4847,622,8
Гиперурикемия+0,506,63,3
Досаливание пищи+0,1033,83,4
Урбанизация+0,1457,28,0
Низкая ФА+0,1893,016,7

На развитие БСК влияют не только сильные ФР, но и широко распространенные слабые ФР, например, низкая ФА, что следует учитывать при разработке мероприятий по снижению заболеваемости БСК.

КПР позволяет сразу учитывать силу влияния фактора и его распространенность в популяции. Ведущими ФР БСК в популяции по данному коэффициенту являются возраст, ОЖ и избыточная масса тела, гиперхолестеринемия и низкая ФА.

Воздействуя на самые значимые модифицируемые факторы, можно снизить распространенность сердечно-сосудистых заболеваний в республике.

Выводы:

  1. Немодифицируемыми ФР развития БСК являются возраст старше 40 лет (КА=+0,79, р<0,05), отягощенная наследственность (КА=+0,20, р<0,05) и, вероятно, русская этническая принадлежность (КА=+0,27, р<0,05).
  2. Модифицируемыми ФР БСК высокой силы являются ОЖ и избыточная масса тела (КА=+0,67, р<0,05), СД (КА=+0,87, р<0,05); средней силы — метаболические нарушения: высокий уровень ТГ (КА=+0,41, р<0,05), общего ХС (КА=+0,48, р<0,05) и мочевой кислоты (КА=+0,50, р<0,05); слабой силы — досаливание пищи (КА=+0,10, р<0,05), фактор урбанизации (КА=+0,14, р<0,05) и низкая ФА (КА=+0,18, р<0,05), что существенно не отличает данные показатели от таковых в Российской Федерации, в которой ведущими ФР являются ОЖ и СД. Не установлено связи БСК с курением и алкоголем.
  3. КПР позволяет выделить ведущие ФР БСК. Приоритетными направлениями по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями следует считать борьбу с ОЖ, гиперхолестеринемией и низкой ФА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гланц Стентон. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. / Стентон Гланц. — М.: Практика, 1998. — 459 с.
  2. Доклад экспертов ВОЗ / ВОЗ. — Женева, 2009.
  3. Каминский Л.С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных / Л.С. Каминский. — Л.: Медицина, 1964. — 251 с.
  4. Кардиоваскулярная профилактика: национальные рекомендации // Кардиоваскул. терапия и профилактика. — 2011. — № 10 (6). — Прил. 2. — С. 1-64.
  5. Кардиология: национальное руководство / под ред. Ю.Н. БеленковаР.Г. Оганова. — М.: ГЭОТАР-Медиа2008. — 1232 с.
  6. Кичигин В.А. Способ оценки генетической детерминации ожирения: рац. предл. / В.А. Кичигин, Т.Н. Маркова, И.В. Мадянов. — Рац. предл. № 1149 от 30 октября 2008 г., выданное Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова 31.10.2008 г.
  7. Оганов Р.Г. Демографические тенденции в Российской Федерации: вклад болезней системы кровообращения / Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова // Кардиоваскул. терапия и профилактика. — 2012. — № 1. — С. 5-10.
  8. Оганов Р.Г. Профилактическая кардиология: надежды и реальность / Р.Г. Оганов // Здравоохранение. — 2012. — № 9. — С.60-67.
  9. Оганов Р.Г. Стратегии профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации / Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова // Клинич. медицина. — 2012. — № 3. — С.4-7.
  10. Послание Президента Федеральному Собранию / В.В. Путин // Рос. газ. — 2012. — 13 дек.
  11. Прогнозирование уровня заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения на региональном уровне на основе его многофазного математического моделирования / А.Г. Иванов [и др.] // Медицинский альманах. -2012. — № 3. — С. 20-24.
  12. International Diabetes Federation. Worldwide definition of the metabolic syndrome. Available at: http://www.idf.org/webdata/docs/IDF_ Metasyndrome_definition.pdf. Accessed August 24, 2005 (дата обращения: 04.03.2014).
  13. Dietary approaches to prevent and treat hypertension. A scientific statement from the American Heart Association / L.J. Appel [et al.] // Hypertension. — 2006. — Vol. 47. — P. 296-308.
  14. The Dutch eating behavior questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional and external eating behavior / T. van Strien et al. // Int J Eating Disord. — 1986. — № 2. — P. 188-204.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Кичигин Вадим Александрович

доцент кафедры госпитальной терапии №1 с курсом фтизиатрии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», кандидат медицинских наук

Герасимова Людмила Ивановна

ректор АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, доктор медицинских наук, профессор

Денисова Тамара Геннадьевна

проректор по научно-исследовательской работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, доктор медицинских наук, профессор

Адрес для переписки:

428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Красная пл., д. 3

Тел.: +7 (8352) 62-66-37

E-mail: ipiuv@medinform.su

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Vadim Aleksandrovich Kichigin

associate professor at Hospital Therapy No. 1 Chair with Phthisiology course of FSBEI HPE «the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov», Ph.D. of Medicine

Ludmila Ivanovna Gerasimova

rector AI of Chuvashia «Postgraduate Doctors’ Training Institute» Health Care and Social Development Ministry of Chuvashia, Doctor of Medicine, professor

Tamara Gennadyevna Denisova

vice-rector for scientific research AI Chuvashia «Postgraduate Doctors’ Training Institute» HealthCare and Social Development Ministry, Doctor of Medicine, professor

Correspondence address

Krasnaya sq., 3, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428032

Tel.: (8352) 62-66-37

E-mail: ipiuv@medinform.su

V.A. KICHIGIN ,

L.I. GERASIMOVA,

T.G. DENISOVA

ASSESSMENT OF RISK POPULATION LOAD OF RISK FACTORS OF

CIRCULATORY SYSTEM DISEASES

Postgraduate Doctors’ Training Institute,

The Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Mortality rate from CD is 57% amidst all the death causes in Russia, 40 % of the death cases from CD are the people under the age of 60 years that is working population. The following has been proposed and tested: the method of estimating population load of risk factors of cardiovascular diseases (CD) by calculating the coefficient of population load (CPL) of risk factors. Risk factors of CD are numerous, they have a different significance of the connection according to CA and different prevalence in the population, so the calculated coefficient identifies the most significant risk factors of CD considering both components of coefficient of population load in order to plan measures of prevention of the most significant risk factors.

Key words: circulatory system diseases, risk factors, obesity, population risk.