СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

УДК 614.253.52(091)

©Коллектив авторов, 2014

Поступила 01.09.2014 г.

В.Ф. ШИБАЕВА,

М.А. БРЕТКИНА,

Е.А. ВАНЮШКИН

СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

Республиканская психиатрическая больница, Чебоксары

Первая мировая война началась с небывалого патриотического подъема. Именно о ней в России говорили: «Великая Отечественная». По примеру царской семьи многие русские женщины становились сестрами милосердия. С.Я. Офросимова вспоминала: «С горячим восхищением и уважением смотрели все в первые дни войны на женщин в белых косынках, с крестами на груди; всё чаще и многочисленнее мелькали эти косынки на улицах и в домах».

Ключевые слова: Российское Общество Красного Креста, Георгиевская медаль, община сестер милосердия, сестра милосердия.

Все общины сестер милосердия в начале XX века находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. Сестринское служение являлось очень трудным, требовало нравственной силы и физической выносливости. Поэтому в общинах существовали строгий отбор и тщательная подготовка кандидаток. В сестры милосердия принимались девицы и вдовы всех сословий от 18 до 40 лет христианского вероисповедания, «вполне здоровые и грамотные». Главной задачей всех общин была подготовка высококвалифицированных кадров сестер милосердия. Сестры обязывались безоговорочно подчиняться всем требованиям руководства, их жизнь в общине детально регламентировалась. Во время работы в общине сестры полностью обеспечивались всем необходимым, а после 15 — 20 лет службы получали право на пенсию. Основным служением сестер милосердия являлся уход за больными [2].

На начало Первой мировой войны Российское Общество Красного Креста (РОКК) отреагировало незамедлительно. На фронт потянулись санитарные поезда. Иверская община сестер милосердия в экстренном порядке снарядила и отправила на фронт пять отрядов. На Юго-Западном фронте работал этапный лазарет имени великой княгини Елизаветы Федоровны и был развернут Иверский госпиталь имени П.И. Харитоненко. На Северном фронте, непосредственно в районе боевых действий, действовали два подвижных лазарета [1].

Именно в годы Первой мировой войны оказание медицинской помощи раненым под огнем противника и вынос их с поля боя стали приравниваться в России к геройским поступкам и отмечаться боевыми наградами. За мужество и самоотверженность при спасении раненых приказами по войскам Георгиевской медали с надпи­сью «За храбрость» удостоились мно­гие сестры милосердия Красного Креста, среди них — графиня Мария Шувалова, Е.П. Коркина, Н.А. Калалейкина, Е. Шамалова и др. Сестра ми­лосердия Юго-Западного фронта Ксе­ния Бондарева, состоявшая в штате 75-го полевого госпиталя, была награждена Георгиевским крестом 4-й степени, а единственной русской женщиной, удо­стоенной ордена Св. Георгия, стала се­стра милосердия P.M. Иванова. На ее родине в городе Ставрополе ре­шили даже установить памятник и издать биографию сестры милосер­дия, которая не растерялась и под­няла в атаку полк, заменив собой уби­тых офицеров. Во время боя, исполняя свой долг, получила ране­ние и скончалась Ольга Шишмарева, сестра Елизаветинской общины. Девятнадцатилетняя Вера Семенова была убита осколком бомбы, брошенной с вражеского аэроплана. При варвар­ском потоплении в Черном море госпитального судна погибла сестра ми­лосердия баронесса Арпс-Гофен (урожденная Романенко). Подоб­ные деяния квалифицировались как варварство, поскольку уже пятьдесят лет как действовала международная Женевская конвенция, гласившая, что весь санитарный персонал и все перевязочные и прочие средства долж­ны считаться нейтральными. Однако правила цивилизованного ведения войны приживались медленно.

Во время Первой мировой войны активную работу развернули общественные организации, в том числе Союз городов и Земский союз. Именно они приняли на себя размещение и лечение больных и раненых в тылу страны. Земский союз оказал значительную помощь Красному Кресту. По сообщению помощника заведующего медицинской частью Север­ного района профессора Шевкуненко, из 5503 сестер милосердия, работавших в 1914 г. в 600 лазаретах для больных и раненых воинов в Петрограде, 2692 сестры работали в лаза­ретах Красного Креста, 1912 — в городских лазаретах, 694 — в госпиталях военного ве­домства и 205 — в лазаретах Земского союза. Из всего это­го количества 560 сестер (10%) окончили двухгодичные курсы и являлись рядовыми краснокрестными сестрами; 1015 (8,5%) — окончили полутора- или двухмесячные курсы и были зачислены в общины Красного Креста; 1839 (33,5%) сестер хотя и окончили курсы, но к общинам приписаны не бы­ли, и, наконец, 2089 сестер (38%) являлись «сестрами-доброволицами», не прошедшими никакой подготовки. Таким образом, 90% сестер милосердия либо прошли 6-8-недельную подготовку, либо вообще нигде не обуча­лись. В этой ситуации приходилось уповать лишь на милосердные качества каждой отдельной сестры и желание хоть как-то облегчить участь раненых [5].

С расширением театра военных действий Первой мировой войны ситуация изменилась. Пришлось в срочном порядке увеличивать сестринский ресурс, а значит, и разрешить открывать многочисленные краткосрочные курсы вне общин и даже вне медицинских учебных заведений. Кроме того, сестринский персонал стал пополняться за счет беженок, прибивавшихся к передовым санотрядам, госпиталям и лазаретам, за счет бежавших на фронт женщин. Затянувшаяся война поставляла все новые жертвы и требовала соответственно постоянного притока лиц, могущих оказывать помощь больным и раненым [3].

Известно, что к 1915 г. в России существовало 115 общин, находившихся в ведении Общества Красного Креста. Кроме того, сестры состояли при трех местных управлениях и двух комитетах РОКК, Евангелическом госпитале и четырех иностранных больницах Петрограда.

В 1916 г., по официальным спискам, на фронт было отправлено 17436 сестер, которые обслуживали более двух тысяч полевых и тыловых учреждений Красного Креста: 71 госпиталь, рассчитанный на 44600 человек, этапные и подвижные лазареты, 11 санитарных поездов, передовые отряды, санитарные транспорты, питательные и перевязочные пункты, дезинфекционные камеры, рентгеновские и летучие хирургические отряды, два плавучих госпиталя на Черном море, три бактериологические лаборатории, шесть полевых складов. Средствами передвижения для нестационарных учреждений служили около 10 тысяч лошадей и 800 автомобилей.

На первое ноября 1915 г. во всех названных заведениях лечились около 780 тысяч человек. К этому времени 28 сестер скончались, заразившись инфекционными заболеваниями, четверо погибли в результате несчастных случаев, пятеро были убиты, а двенадцать покончили жизнь самоубийством.

Три сестры милосердия в 1915 г. были назначены в особые комиссии Красного Креста, которыми был проведен осмотр германских концентрационных лагерей для русских военнопленных. Всего русскими сестрами было осмотрено 115 лагерей.

Одним из немногих дошедших, а потому весьма ценных для нас свидетельств о последней войне, в которой участвовали русские сестры, являются воспоминания Александры Львовны Толстой, дочери Л.Н. Толстого. «Ночью сестры дежурили по очереди. Четыре палаты по 40-50 больных в каждой. На каждую палату один дежурный санитар, а на все палаты одна сестра. Почти все больные — тифозные. Всю ночь бегаешь из одной палаты в другую. Стонут, мечутся, бредят. Чувствуешь свое полное бессилие как-то облегчить, помочь. Минутами делается страшно. Особенно, когда стоны превращаются в хрип… Подбегаешь, дыхания почти нет, больной затих, пульса нет. Только успеешь перекрестить, закрыть глаза — помер». Благодаря неиссякаемой энергии Толстой в три дня под Сморгонью был развернут госпиталь на четыреста коек. В этом районе он периодически подвергался бомбардировкам со стороны немецких аэропланов, и Александре приходилось останавливать обезумевших от страха и бежавших от больных санитаров. Под Сморгонью немцы стали применять отравляющие газы: сестрам и врачам приходилось работать в противогазах [6].

«Да, война велика и необычайна именно тем, — писал Л.М. Василевский, военный врач, работавший с сестрами в одном из лазаретов, — что она обнажает человеческие души, что она раскрывает их с самой неожиданной и иногда прекрасной стороны… Дорого, бесконечно дорого платит человечество за эти осколки правды.

Но ведь только то и ценно, то и прочно, к чему люди приходят путями скорби и страдания…» [4].

Самоотверженно, с величайшим героизмом и стойкостью сестры милосердия работали на перевязочных пунктах и в переполненных госпиталях, на железнодорожных станциях и в санитарных поездах, на боевых позициях и в окопах, под огнем неприятельских пушек. Произнося с гордостью громкие имена героев Отечества, прославившихся своею храбростью на полях сражений, вспомним о благих делах и подвигах сестер милосердия. Многие из них погибли, умерли от болезней и эпидемий. Этот терновый венец они принимали безропотно, вслед за погибшими воинами уходя в общие с ними могилы, — никому не известные, никем не оплаканные…

В 1915 г. в одном из российских журналов было опубликовано стихотворение Николая Николаева «Сестра»:

Добрые, кроткие русские лица…

Белый платочек и крест на груди…

Встретишь тебя, дорогая сестрица,

Легче на сердце, светлей впереди.

Молодость, силы и душу живую,

Светлый источник любви и добра, —

Все отдала ты в годину лихую, —

Неутомимая наша сестра!

Тихая, нежная… Скорбные тени

В кротких очах глубоко залегли…

Хочется встать пред тобой на колени

И поклониться тебе до земли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Громова А.В. Красный крест на белой косынке / А.В. Громова // Стратегия России. — 2012. — № 7. — С. 57 — 64.

  2. Козловцева Е.Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX — начале ХХ веков / Е.Н. Козловцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2004. — № 3. — С. 137 — 159.

  3. Кунките М.И. Эволюция образа сестры милосердия в российском обществе в годы I Мировой войны / М.И. Кунките // Материалы Открытой городской научно-практической конференции «Вопросы участия среднего медицинского персонала в крупных и локальных военных конфликтах XIX-XXI вв.» / Ред.-сост. М.И. Кунките. — СПб., 2009. — С. 26 — 30.

  4. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия / А.В. Постернак. — М.: Изд-во Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, 2001. — 304 с.

  5. Тончу Е. Женщина и война / Е. Тончу. — М.: ТОНЧУ, 2009. — 392 с.

  6. Хечинов Ю.Е. Крутые дороги Александры Толстой / Ю. Е. Хечинов // Ангелы-хранители: страницы истории Отечества. — М: РИА ДЮМ, 1996. — 463 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Шибаева Валентина Федоровна

врач-терапевт БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Бреткина Марина Анатольевна

врач-невролог БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Ванюшкин Евгений Александрович

заведующий приемным отделением БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428015, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул..Пирогова, д. 6

Тел.: +7 (8352) 58-03-83

E-mail: ipsix@medinform.su

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Valentina Fedorovna Shibaeva

physician at BI «the Republican Psychiatric Hospital» Health Care and Social Development Ministry of Chuvashia

Marina Anatolyevna Bretkina

neurologist at BI «the Republican Psychiatric Hospital» Health Care and Social Development Ministry of Chuvashia

Evgeny Aleksandrovich Vanushkin

head of Reception department at BI «the Republican Psychiatric Hospital» Health Care and Social Development Ministry of Chuvashia

Correspondence address:

Pirogov Str., 6, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428015

Тел.: +7 (8352) 58-03-83

E-mail: ipsix@medinform.su

V.F. SHIBAEVA,

M.A. BRETKINA,

E.A. VANUSHKIN

SISTERS OF CHARITY OF THE GREAT WAR

the Republican Psychiatric Hospital, Cheboksary

World War I started with an unprecedented patriotic enthusiasm . That is about it in Russia said: » Great Patriotic War». Following the example of the royal family , many Russian women became sisters of charity . S.Y. Ofrosimova recalled: «the women in white headscarves , with a red cross on his chest were admired and respected by all around in the beginning of the war ; and there were numerous white head scarves i n the streets and in their houses «.

Key words : the Russian Red Cross Society , St. George Medal , the community of Sisters of Charity , Sister of Charity.