ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ (ОДНОГОДИЧНОЙ) СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА КАФЕДРЕ СТОМАТОЛОГИИ

УДК 616.31+614.23

© Епифанова Ю.В., 2015

Поступила 09.11.2015 г.

Ю.В. ЕПИФАНОВА

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ (ОДНОГОДИЧНОЙ) СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

НА КАФЕДРЕ СТОМАТОЛОГИИ

Институт усовершенствования врачей, Чебоксары

Современное последипломное образование должно сопровождаться формированием у врача научно-исследовательского мышления, что позволит специалисту осознанно внедрять новые идеи и технологии в свою практику. В статье изложен опыт кафедры стоматологии по выполнению врачами-интернами во время прохождения первичной специализации научно-практической работы как элемента подготовки высококвалифицированных кадров для практического здравоохранения в современных условиях. Раскрыты организационные моменты подготовки, цели и задачи исследовательской работы, защиты научно-практической работы.

Ключевые слова: последипломное образование, стоматология, интернатура, научно-практическая работа.

Одной из задач последипломного образования является формирование высококвалифицированного кадрового резерва посредством подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, научно-исследовательским мышлением, способностью адаптации к изменяющимся экономическим условиям [1]. Интернатура как первая ступень послевузовской подготовки врачей характеризуется в основном практической направленностью процесса обучения. Однако научный подход к врачебной деятельности дает как углубление теоретических, так и более глубокую и уверенную усвояемость практических навыков.

Кафедра стоматологии АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии (Институт) поставила перед собой цель — развитие первичной (одногодичной) специализации как научно-практического образования, формирование научного потенциала молодых специалистов и применение науки в практическом здравоохранении как этап подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях [2]. Согласно решению Ученого совета Института с 2007 года обязательным компонентом обучения врачей-интернов стоматологов является выполнение ими научно-практической работы (НПР) по актуальным вопросам стоматологии и здравоохранения (вопросы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний на различных этапах организации специализированной помощи населению) в соответствии с научно-исследовательскими направлениями кафедры. Сотрудниками кафедры были разработаны положение о НПР, план-график выполнения работ, методическое указание по проведению исследовательской работы, оценочный лист защиты НПР.

Формами НПР могут быть как частные задачи в виде ведения пациента (клиническая ситуация) с нетривиальным случаем (например, «Реабилитация пациента с огнестрельным ранением челюстно-лицевой области», интерн Магаева О.В., 2015 г.), так и темы, охватывающие смежные фундаментальные науки (например, «Линейно-цепочечное углеродное покрытие медицинских имплантатов», интерн Лиштван С.П., 2008 г.) или многоцелевые коллективные исследования (например, «Клиническое применение алгоритма диагностики лингвапатологии», интерны Фёдорова А.Е, Стати К.А., 2014 г.). В зависимости от поставленных цели и задач исследования к выполнению одной НПР привлекаются от 1 до 5 интернов. Планирование НПР осуществляется под руководством преподавателей кафедры стоматологии Института во взаимодействии с клиническими руководителями интернатуры в лечебных учреждениях, на базе которых проходят подготовку интерны. Непосредственное выполнение работы повседневно контролируется клиническим куратором, этапный контроль проводится кафедральным куратором на ежемесячных встречах согласно утвержденному графику выполнения НПР. Итоговая обработка результатов и написание самой работы также контролируются обоими кураторами, а представление на защиту происходит на заключительном этапе по окончании срока интернатуры.

Защита научно-практической работы ­это один из этапов итоговой аттестации первичной (одногодичной) специализации и очень ответственный момент для самих интернов. В оценке итоговой работы участвуют не только преподаватели кафедры Института, интерны, но и врачи клинических баз (ЛПУ)будущие коллеги молодых специалистов. Автор научной работы представляет на защите реферативную часть работы: текстовую выкладку НПР с характерными для любой научной работы разделами (актуальность темы, цели, задачи работы, методы исследования, результаты и их обсуждение, выводы, практические рекомендации, список литературы) и презентацию работы (краткое изложение хода и результатов работы в виде слайдов). И если при рассмотрении реферативной части НПР учитываются последовательность изложения и методика выполнения работы, то при оценке презентацииумение интерна акцентировать внимание на самом важном в работе, а также его умение излагать свои мысли и результаты НПР. На доклад НПР с презентацией по регламенту выделяется 7-10 минут, поэтому интерну важно представить суть проблемы заявленного исследования и краткую оценку (в виде выводов) полученных результатов. При защите своей работы интерн должен показать себя специалистом, который умеет грамотно ставить и решать научно-медицинские проблемы, оформлять результаты своего труда, владеет как теоретическими знаниями, так и практическим опытом. При защите НПР на кафедре уделяется внимание списку литературы, использованной при выполнении исследования и дающей представление о навыках работы интерна с современной научно-медицинской публицистикой, нормативными документами.

Для успешного и грамотного выполнения НПР в помощь интернам кафедра стоматологии выпустила методическое пособие «Требования к оформлению научно-практической работы врача-интерна стоматолога», в котором подробно изложены вопросы по выбору тем для работы, особенности определения цели и задач, план выполнения исследования и нормативы по оформлению НПР.

С 2007 года в рамках одногодичной подготовки специалистов врачами-интернами под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры стоматологии выполнено 110 работ. Необходимо отметить, что результаты большинства выполненных НПР успешно используются в работе кафедры путем включения их в лекции и семинары, а также учитываются при создании учебно-методической литературы. Три работы после окончания интернатуры были продолжены и расширены врачами в своей практической работе, апробированы в клинических условиях и оформлены в виде научных статей («Влияние антенатального и постнатального периодов на развитие кариеса молочных зубов у детей г. Чебоксары» / И.В. Ильина, Р.С. Матвеев, Ю.В. Епифанова // Журнал научных статей «Здоровье и образование вXXIвеке».2011.№2 (13).С. 251-252; «Комплексное применение диагностических тестов и диодного лазера для эффективного лечения предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта» / Е.Н. Руденко, Р.С. Матвеев // Материалы VII научно-практической конференции «Через знания к практике». — Чебоксары: АУ Чувашии «ИУВ», 2014. — С. 44; «Эффективность местной озонотерапии при лечении гингивита у детей» / Н.А. Павлова, Ю.В. Епифанова // Актуальные вопросы стоматологии детского возраста: материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2012. — С. 50-52).

По желанию молодого специалиста при расширении и углублении материала и методов исследования и получении соответствующих результатов под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры выполненная НПР может претендовать на оформление ее в виде диссертации. В настоящее время в этом направлении развиваются работы «Стоматологические аспекты кардиоваскулярного скрининга» (интерн Викторова А.В., 2015 г.), «Особенности лигаментарной анестезии и ее влияние на гемодинамические показатели» (интерн Морозова А.С., 2015 г.). Часто интерны продолжают исследования, начатые ими ещё в студенческие годы, но в интернатуре эти работы приобретают практическую направленность, это позволяет интернам проследить преемственность научных и клинических аспектов (например, «Психологические аспекты профессионального общения врача-стоматолога в зависимости от характерологических особенностей пациента», интерн Данилова Е.М., 2015 г.).

Многие работы, которые ведут интерны, связаны с научно-исследовательскими направлениями кафедры. И такие работы, начатые в предыдущие годы, продолжаются и дополняются на следующий год другими интернами: «Антропометрия жителей Чувашской Республики», «Региональные особенности заболеваний зубочелюстной системы» (руководитель д-р мед. наук Матвеев Р.С.); «Клинические аспекты применения озонотерапии в стоматологии» (руководитель канд. мед. наук Епифанова Ю.В.); «Травматология челюстно-лицевой области и исправление посттравматических дефектов и аномалий лица» (руководитель канд. мед. наук Данилов В.В.). Эти многолетние исследования оформляются коллективными публикациями, в том числе в виде патентов («Способ лечения деструктивных форм хронических верхушечных периодонтитов». №RU2525702 [Р.С. Матвеев, В.Н. Викторов, А.В. Ефимов, Н.М. Басяева]; «Способ оценки объема полости рта». № RU 2448646[Р.С. Матвеев, И.Г. Ямашев, С.П. Сапожников]),авторских программ для ЭВМ, нашедших применение в ЛПУ («Клинико-биометрическая оценка объемных изменений языка человека». №RU2012611749 [Р.С. Матвеев, Д.М. Радченко]) и методических изданий, используемых в учебном процессе кафедры стоматологии Института («Особенности диагностики заболеваний языка»: практическое руководство, Ямашев И.Г, Матвеев Р.С.; «Инфузионная озонотерапия в комплексном лечении хронического генерализованного пародонтита»: практическое пособие для врачей, Епифанова Ю.В., Артемьева Е.Г., Хитров В.Ю.), результаты докладываются на научных форумах. Так, в 2008 г. интерн кафедры И.В. Ильина заняла первое место в секции «Стоматология. Хирургия. Травматология» с докладом «Влияние объёмных изменений языка на морфофункциональные свойства мышечной ткани» наIX международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке», организованном Сообществом молодых врачей и организаторов здравоохранения (СОМВОЗ).

Важную роль в активизации научного творчества интернов играют организационно-массовые мероприятия: конференции, семинары, конкурсы. В рамках таких мероприятий Института кафедра стоматологии в качестве одного из этапов подведения итогов подготовки врачей в интернатуре проводит ежегодную научно-практическую конференцию с актуальным названием «Через знания к практике», на которую приглашаются ведущие преподаватели вузов, руководители и врачи ЛПУ Чувашии, преподаватели и интерны из других регионов. Гостями конференции в разные годы являлись профессора Нижегородской медицинской академии, Университета дружбы народов, Казанской медицинской академии, которые активно участвовали в сессии вопросов докладчику, в дискуссии по итогам конференции. Всем докладчикам конференции вручаются сертификаты участников, авторам лучших докладов по итогам НПРпамятные подарки.

При организации конференции и её проведении кафедра стоматологии активно сотрудничает с Ассоциацией стоматологов Чувашии, главными врачами стоматологических клиник Чувашской Республики. Как часто отмечают руководители ЛПУ, конференция ярко показывает не только в какой мере врачи-интерны втянуты в проблемы современной стоматологии, но и общий уровень образования и желание работать у молодых специалистов.

Кафедра стоматологии Института изначально поставила перед собой задачу проводить ежегодную конференцию как региональное собрание. Это дает возможность молодым специалистам встретиться со своими коллегами из других городов и регионов, обменяться мнениями и результатами интернатуры, а также мотивирует интернов к серьёзному подходу к исследованию и качественному анализу результатов. В разные годы на конференции «Через знания к практике» результаты своих НПР представили интерны из Нижнего Новгорода, Кирова, Йошкар-Олы, Ульяновска.

Выводы.Переход к наукоемким технологиям в медицине остро ставит вопрос о необходимости целенаправленного обучения специалистов основам научно-исследовательской и инновационной деятельности, что позволит им эффективно производить новое знание, новые идеи и технологии как основной ресурс развития современного общества [3]. ВыполнениеНПР должно стать неотъемлемым компонентом подготовки интернов. У молодого специалиста формируются способности к получению и интерпретации новых знаний с возможностью их интеграции в профессиональную деятельность для решения актуальных задач повышения качества медицинских услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

REFERENCES

1.

Пластинина Р.А. Научно-практическая работа врачей-интернов в структуре обще-вузовской жизни.Успехи современного естествознания. 2007;10:76-77.

PlastininaN.A.Scientific-practical workof postgraduate studentsin the structure ofuniversitylife.Advances in current natural science.2007;10:76-77.(In Russ.)

2.

Викторов В.Н., Матвеев Р.С.Анализ эффективности оптимизации системы оказания стоматологической помощи населению на уровне городского округа.Врач-аспирант. 2013;3(58):31-37.

ViktorovV.N.,MatveevR.S.Theanalysis ofthe optimizationsystem effectiveness for providingdental careat the level ofthe urban district.Vrach-Aspirant.2013;3(58):31-37.(In Russ.)

3.

Власенко Н.Ю., Гетман Н.А., Полянская Н.А. Развитие у интернов научно-исследовательской компетенции как компонента медицинского образования. Современные проблемы науки и образования .2015;3:267. doi: 10.17513/spno.2015.3

VlasenkoN.Y.,GetmanN.A.,Polyanskaya N.A.The development ofscientific andresearchcompetenceas a component ofmedical education in postgraduate students.Modern problems of science and education.2015;3:267.doi: 10.17513/spno.2015.3.(In Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Епифанова Юлия Владимировна,

доцент кафедры стоматологии АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, кандидат медицинских наук

Адрес для переписки:

428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Сеспеля, д. 27

Тел.: (8352) 58-27-60

E-mail:stomat@giduv.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR :

Yulia Vladimirovna Epifanova

associate professor at theDentistrydepartment atAIofChuvashia«Postgraduate Doctors’ TrainingInstitute»of the Ministry ofHealth Care and Social Developmentof the Chuvash Republic, Ph. D.

Address for correspondence :

Sespelstr.,27, Cheboksary,the Chuvash Republic,428018

Tel.:(8352)58-27-60

E-mail: stomat@giduv.com

Y.V. EPIFANOVA

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL WORK FOR MEDICAL POSTGRADUATE STUDENTS DURING OF PRIMARY (ONE-YEAR) SPECIALIZATION AT THE DENTISTRY DEPARTMENT

Postgraduate Doctors’ Training Institute, Cheboksary

Modern postgraduate education should be accompanied by scientific and research mental development of a physician that will enable specialists adopt new ideas and technologies into their practice consciously. The article describes the experience of the Dentistry Department concerning implementation of scientific and practical work as a part of highly qualified specialists training for modern practical health care by postgraduate students during their primary specialization. Here are the organizational aspects of training, goals and objectives of the research, scientific and practical work in the article.

Key words: postgraduate education, dentistry, internship, research and practical work.